Мы продолжаем путешествие по главному Воинскому храму Русской Православной Церкви, построенному к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в Парке «Патриот» в г. Кубинка Московской области. Мозаики храма создали Народный художник России В.И. Нестеренко и Художественно-Производственное предприятие Лаврентьевых «Домострой».
Главная идея храма Воскресения Христова – воинская слава России на протяжении всей ее истории и помощь Божия, сопутствовавшая нашему народу во все века. И все же особое значение в убранстве храма имеет память о Великой Отечественной войне. В пропорциях здания заложены числа, связанные с этим кровопролитнейшим из противостояний ХХ столетия, в котором был в полноте явлен подвиг нашего народа.
Притвор храма украсили мозаичные композиции, посвященные вкладу Русской Православной Церкви в Великую Победу. Выбор места для них не случаен: исторические панно иллюстрируют духовный замысел храма. Входя в притвор с улицы и созерцая эти композиции, мы возводимся ими к мысли о милости Божией к нашей стране, о помощи Господней в противостоянии мировому злу и в защите Родины. Это рождает в сердце благодарность к Создателю и надежду, что Он и впредь не оставит Россию Своей всемогущей помощью. С этой благодарной надеждой и молитвой о положивших жизни в Великой Отечественной войне предках мы входим в основную часть храма, где нас встречают образы Спасителя, Богоматери, святых.
О роли Церкви в Великой Отечественной войне по известным причинам было не принято говорить на протяжении всего советского периода отечественной истории. Между тем, священнослужители вдохновляли и благословляли верующих на стояние за Родину, учили, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», «Не в силе Бог, а в правде». Верующие собирали средства на вооружение для Советской армии – наиболее известный пример этого танковая колонна «Дмитрий Донской». Многие священники помогали партизанам, многие из них поплатились за это жизнью. Число же никому не ведомых простых верующих, шедших в бой и жертвовавших собой с тайной молитвой в сердце, ободрявших себя мыслью о бессмертии души и примером пострадавшего по любви к нам Спасителя, не поддается исчислению. В убранстве Главного Воинского храма России полно и образно отражена роль Православия в победе над фашизмом, показаны святые и деятели Церкви, внесшие вклад в общенародное дело.
Полукруглый свод притвора храма украшен изображением Святого Духа в виде голубя, от которого исходит 75 золотых лучей. 1418 красных восьмиконечных звезд, напоминающих капли крови, соответствуют числу огненных дней войны. В тимпанах, с четырех сторон обрамляющих свод, помещены ключевые сюжеты, связанные с участием Церкви в Великой Отечественной войне. В северном тимпане притвора мы видим изображение Тихвинской иконы Божией Матери перед ее погрузкой в транспортный самолет «Дуглас». Именно с этой чудотворной иконой был совершен облет столицы в конце осени 1941 года, в самый тяжелый период битвы за Москву. Как, если не заступничеством Пресвятой Богородицы, объяснить то, что немцы, уже смотревшие на Москву в бинокль, не смогли одолеть последние километры?
С этим образом перекликается другое изображение Тихвинской иконы, также связанное с Великой Отечественной войной. В одном из тимпанов в основной части храма мы видим этот образ Божией Матери, поддерживаемый ангелами над обороняющейся от захватчиков столицей. Отчетливо видны очертания Московского Кремля, златоглавая колокольня Ивана Великого. Темными облаками парят в небе дирижабли. Сосредоточенно смотрят вверх зенитчики, нацеливающие на врага свои орудия. Общий тон композиции сдержан, небо по краям ее пасмурно. И лишь в центре, вокруг образа Небесной Заступницы, небо чистое: оно озаряется золотистым сиянием благодатного света, исходящего от иконы. Художникам удалось передать контраст между напряжением военного времени и тихим утешением, изливаемым в измученные испытаниями души из Горнего мира.
Восточный тимпан притвора посвящен Пасхальному крестному ходу, состоявшемуся 4 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде. Несмотря на военное положение, власти разрешили священникам и мирянам города совершить пасхальные службы, провести крестный ход с Казанской иконой Божией Матери! Многие из военных и городских начальников тайно посещали храмы города. Ленинградцы, пережившие блокаду, вспоминали о церковных службах, о духовной, а иногда и практической помощи Церкви, которая помогла им выстоять в это тяжелейшее время.
Третий, южный, тимпан посвящен историческому факту – передаче Красной Армии танковой колонны «Димитрий Донской», созданной на собранные прихожанами храмов средства зимой 1944 года. Мы видим Митрополита Николая (Ярушевича), одного из самых почитаемых архиереев военного времени. На призыв Церкви собирать пожертвования для Победы над врагом откликнулись тысячи верующих. Помимо танковой колонны, на их средства была создана эскадрилья «Александр Невский» и еще многие танки, машины, предметы вооружения, столь необходимые для победы над врагом.
Уже 22 июня 1941 года к верующим обратился с призывом стоять за Отечество Патриарх Сергий (Страгородский). Его портрет с текстом этого обращения открывает ряд изображений времен войны. Владыка Сергий держит в руке свиток с окончанием своего слова к народу: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».
Следующее изображение посвящено священникам Великой Отечественной – тем, кто остался верным Церкви и Отечеству, даже служа на оккупированных территориях, а также священникам-партизанам.
На восточной стороне притвора, над входом в главную часть Храма, мы видим святых, чей молитвенный подвиг в годы Великой Отечественной войны сыграл значительную роль в том, что Господь благословил самоотверженность наших воинов и тружеников тыла. Это праведная Матрона Московская и преподобный Серафим Вырицкий. Известно, что св. Серафим Вырицкий повторил подвиг прп. Серафима Саровского, тысячу дней молившегося на камне. С его молитвой связывают окончательное снятие блокады Ленинграда. С этими образами соседствует мозаичное изображение еще одного выдающегося человека и угодника Божия – святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Знаменитый архиерей-врач прославился и как хирург, делавший уникальные операции, и как добрый пастырь, мужественно стоявший за православную веру. Находясь на момент начала войны в ссылке, он попросил о возможности отправиться на фронт и спас тысячи жизней. Научный же труд свт. Луки по гнойной хирургии дал нашим врачам возможность спасти еще множество людей во время войны и в последующие годы.
Замыкает портретный ряд изображение Патриарха Алексия I (Симанского), ставшего Патриархом в апреле 1945 года.
Событиям Великой Отечественной войны посвящена и композиция «Реквием», которая заслуживает рассмотрения в отдельном материале. В этой же статье упомянем лишь входящий в нее образ, посвященный Победе. Мы видим горящий Рейхстаг, советских воинов, повергающих фашистские знамена. А над ними – святого великомученика Георгия Победоносца в воинских доспехах. Красный плащ святого набран из той же алой смальты, что и Знамя Победы. По сторонам от вмч. Георгия мы видим оплечные изображения святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского – угодников Божиих, которым больше всего молились и молятся русские люди и которые, безусловно, умоляли Господа о защите нашей страны. Над образами святых мы читаем слова из Священного Писания, становящиеся ключом ко всей композиции мозаичного убранства Воинского храма: «Ибо не от множества войска бывает Победа на войне, но с неба приходит сила».
Алина Сергейчук