Центры эмальерного искусства России XVII – XVIII веков

В середине XVIII века, храмы, утварь, облачения самой известной и почитаемой на Руси монашеской обители Троице-Сергиевой Лавры украшались эмалями как собственного производства, так и приобретенными у мастеров из расположенного неподалеку Ростова Великого.

Искусство финифти на Руси переживало свой расцвет в XVIII–XIX столетиях. Эмали создавались также в Усолье, Вологде. Северные мастера выработали узнаваемый стиль. На светлом фоне они писали яркими эмалевыми красками диковинные растительные композиции, причудливых райских птиц и зверей, а то и вовсе сказочных персонажей. Сиринов, лебедей, оленей и львов писали мелкими штрихами, скрупулезно прорабатывая детали. Основным декоративным мотивом усольской финифти стал цветочный орнамент. Были свои эмальерные мастерские и в центральных городах: Москве, Киеве и, конечно, Петербурге. Столичные художники в значительной мере ориентировались на западные образцы и вкусы знати. Браслеты, часы, шкатулки, табакерки выполнялись из драгоценных металлов, на которых финифть соседствовала с каменьями, были на пике моды.

В середине XVIII века одним из центров эмальерного дела стала Троице-Сергиева Лавра. Здесь искусство финифти нашло свое применение в украшении храма Божия. Большой вклад в формирование Троицкой художественной школы внес насельник Лавры иеромонах Павел (Казанович). Под его руководством искусство создания эмалей осваивали и другие иноки. Они ездили в Ростов Великий и даже в Санкт-Петербург, чтобы перенимать приемы мастерства у столичных и зарубежных художников. Как известно, по инициативе М.В. Ломоносова при Санкт-Петербургской Академии художеств был открыт и действовал класс живописи по финифти. Кстати, великий русский ученый инициировал и создание стеклодельного завода, продукцию которого использовали в качестве основы для эмалевых красок. Полученные навыки лаврские эмальеры применяли для украшения богослужебной утвари: сохранился оклад напрестольного Евангелия, датируемый 1757 годом, украшенный великолепными эмалевыми дробницами – миниатюрными иконами. Развитие изысканного искусства в Лавре было поощряемо священноначалием: митрополит Платон (Левшин) дал распоряжение сформировать в ней художественную артель.

В дальнейшем храмы самой известной монашеской обители и облачения ее священнослужителей украшались эмалями как собственного производства, так и приобретенными у мастеров из Ростова Великого. Из многих центров эмальерного искусства в нашей стране именно Ростов прошел испытание временем. В этом городе, издревле славном своими иконописцами, искусство финифти укоренилось и развилось особенно ярко. Началось все с мастерской при архиерейском доме – но вскоре промысел занял основное место среди искусств и ремесел, распространенных у умельцев Ростова. Работали относительно крупные производства и маленькие частные мастерские. Создавались как уникальные произведения искусства, так и недорогие кустарные изделия. И те, и другие охотно приобретали монастыри и храмы. Миниатюрные эмалевые иконки – дробницы – украшали митры, потиры, богослужебные Евангелия. Финифть воспринималась как альтернатива драгоценным камням: яркие, блестящие, не боящиеся ни влаги, ни времени вставки украшали собой лжицы для Причастия, лампады, облачения. Перегородчатой эмалью и эмалью по скани декорировали мощевики, оклады икон. Недорогие эмалевые образки и крестики выпускались массово: монастыри закупали их оптом, чтобы предлагать в церковных лавках богомольцам.

В наши дни продолжателем искусства создания эмалей, официальным представителем этого народного промысла является фабрика «Ростовская финифть». На этом крупном производстве создаются и светские изделия, и утварь для храма и благочестивого дома, и атрибуты священного сана: панагии, наперсные кресты, дробницы для митр.

 

Наталья Зубкова

Фабрика «Ростовская финифть» +7 (48536) 7-59-10, +7 (48536) 7-73-73 td@podarok-finift.ru finift-nhp.ru