Христианская Каппадокия

Есть места, само существование которых в наши дни кажется невероятным. Такова Каппадокия. Туристы приезжают сюда, чтобы полюбоваться «лунными» пейзажами, поднявшись над ними на воздушном шаре. Их восхищают скалы-останцы, появившиеся в результате многих тысяч лет выветривания горной породы. Скалы эти напоминают то фигуры людей в длинных одеяниях, то жилища исполинов. Историки изучают скальные города, а инженеры говорят о совершенстве древних строителей, еще в античную эпоху устроивших в податливой горной породе – туфе – сооружения, уходящие вглубь на десятки этажей, снабдивших их вентиляцией, системами освещения и обороны.

 

Для христиан Каппадокия – это родина множества святых, а для ценителей церковного искусства – еще и местность, где практически не было иконоборчества, погубившего множество ценнейших памятников церковного искусства в VIII-IX веках. Мы не знаем, каково было первоначальное убранство собора Софии Константинопольской,  храма Гроба Господня – большинства памятников церковного строительства древности. Одни из них многократно разрушались и перестраивались, в других господствовавшие более столетия иконоборцы уничтожили стенопись (если таковая имелась) и иконы. Каппадокия же донесла до нас древнейшие произведения христианской живописи. Здесь иконоборцев не было – напротив, православные, скрывавшиеся от них, строили здесь, в глуши, свои скальные храмы и украшали их фресками в соответствии со своей верой, художественным вкусом и умением.

Среди храмов Каппадокии есть и маленькие высеченные в скалах церковки, украшенные наивной стенописью, и величественные соборы, также вырубленные в горной породе – такова церковь Токалы («Застежка»), датированная Х столетием. Ее украшает многоярусная роспись, которой могли бы позавидовать и кафедральные соборы больших городов. Изображения выполнены на высоком художественном уровне. Они достаточно натуралистичны, что наводит на мысль о преемственности с античной живописью. Ярко-синие фоны напоминают о храмах Руси, расписанных позднее, но имеющих своими предшественниками росписи Византии, частью которой была и Каппадокия.

Одни храмы расположены в гигантском горном массиве, общем для множества пещер различного назначения. Другие представляют собой отдельно стоящие здания, поскольку устроены в «скалах-феях» – так романтически именуют отделенные от общего массива конические скалы-останцы. Такова, к примеру, церковь Эль-Назар, в которой сохранились фрески конца X века – то есть времени Крещения Руси! Изображения достаточно наивны, но выразительны. Стенопись яркая, многофигурная. На стенах небольшой церковки уместилось множество сюжетов.

Иконописное убранство знаменитой Темной Церкви великолепно! Этот храм освещается лишь небольшими оконцами, благодаря чему украшающие его стены фрески избежали выгорания. Богатая тонкая роспись имеет композицию, доказывающую, что программы церковной стенописи, применяемые сегодня, были созданы уже в глубокой древности. Прочитываются в скальном храме и черты церковной архитектуры, традиционные по сей день. Алтарная апсида, своды, колонны. Каппадокия зримо являет дух преемственности церковного искусства!

Древняя земля Каппадокии хранит память о святых. Город Кайсери – это старинная столица области Кесария Каппадокийская, архиепископом которой был святитель Василий Великий. Житие сообщает, что он основывал мужские и женские обители. Не те ли это монастыри, вырубленные в двух стоящих по соседству скальных гигантах, которые и сегодня видят гости Каппадокии? Высокие конической формы скалы до самого верха испещрены небольшими оконцами келий.

Вместе со святителем Василием подвизались его единомышленники: ближайший друг – святитель Григорий Богослов, брат – святитель Григорий Нисский, другие братья и сестры. Сестра святителя прп. Макрина и мать св. Эмилия основали небольшой монастырь в собственном имении.

Святой Василий не только открывал монастыри, но и составил монашеский устав, который и сегодня влияет на образ жизни отрекшихся от мира. Кстати, святой был сторонником того, чтобы обители устраивались на доступном расстоянии от мирских жилищ – чтобы миряне могли назидаться образом жизни и наставлениями иночествующих, приходили молиться вместе с ними. Скалы Каппадокии, изрезанные пещерами, находятся на солидном по древним меркам расстоянии от Кесарии – но и в этой причудливой местности этого края всегда обитали не только отшельники, но и миряне. Местные жители и сегодня живут в домах, представляющих собой пристройки к пещерам, а то и сами пещеры. В Каппадокии даже можно остановиться в вырубленном в туфе отеле – кстати, вполне комфортабельном. Толща породы защищает жилище и от раскаленного летнего зноя, и от горных ветров, делая пребывание в нем довольно уютным. Местные жители разводили скот, устраивали виноградники. Проблему удобрения скудной горной почвы каппадокийцы решили весьма остроумным способом: разводя голубей, перепревший помет которых становится хорошим питанием для растений.

Великий святитель Василий был и великим благотворителем. Он основал близ Кесарии странноприимный дом. Житие именует этот приют для странников украшением страны. В нем проживали неимущие, лечились больные, останавливались пришельцы. У Василеады – так по имени своего основателя именовалось это заведение, был постоянный персонал:  врачи, служители, рабочие, которые выполняли все работы по уходу за подопечными и обеспечению их быта. Сам святой Василий регулярно посещал странноприимный дом и беседовал с его насельниками, утешая и наставляя их.

Памятью о святителе Василии в скалах Каппадокии стала посвященная ему церковь. В ней можно увидеть его стенописное изображение, а рядом – образ еще одного уроженца этих мест, великомученика Георгия Победоносца.

Сегодня часть храмов Каппадокии представляют собой музей, другие же и вовсе стоят без присмотра. Но совсем недавно по историческим меркам во многих из этих церквей звучала молитва. До «обмена населением» 1924 года, когда Турция выселила за свои границы всех греков, в Каппадокии жили православные христиане. Среди них были и родители преподобного Паисия Святогорца, и его духовный отец – преподобный Арсений Каппадокийский. Сам же будущий старец был вывезен из Каппадокии младенцем. Составленное старцем Паисием житие прп. Арсения сообщает, что в Каппадокии был христианский районе Фарасы, состоявший из восьми селений. Жители Фарас на протяжении столетий привыкли охранять свои села от турок, которые нередко были агрессивны. Все мужчины ходили вооруженными и были готовы в любой момент дать отпор непрошенным гостям. В скале возле селения был вырублен небольшой храм. Там же втайне от турок прп. Арсений устроил школу, чтобы учить христианских ребятишек, что было запрещено. В окрестностях находились и другие церкви.

 

Марина Клочкова