В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась научно-практическая конференция «Тридцать лет возрождения церковного искусства в России». На мероприятии собрались богословы, иконописцы, преподаватели церковных художеств, искусствоведы. Обсуждали, как происходило в эти годы становление и развитие современных школ иконописания. Обсуждались и распространенные в наши дни ошибки. По ряду вопросов возникла оживленная дискуссия.
Протоиерей Николай Чернышев, доцент кафедры Иконописи ФЦХ ПСТГУ.
О. Николай рассказал о сложностях, с которыми столкнулись художники, возрождавшие храмы, начиная с 90-х годов минувшего столетия. Сложности эти носили различный характер. Технологические проблемы, с которыми столкнулись художники, были связаны с утратой традиции использования некоторых техник церковного искусства и необходимостью их заново осваивать.Мастера, расписывавшие храмы, столкнулись с тем, что в наши дни практически утеряна культура изготовления извести, которая традиционно была основой для фресок. Вместо нее используют силикатные краски, изначально предназначенные для окрашивания фасадов и отличающиеся от извести по своим визуальным свойствам. Но гораздо сложнее решить вопросы, связанные с восприятием иконописи у заказчиков. Одни, из самых лучших побуждений, требовали расписывать все храмы «под Дионисия», полагая, что только это соответствует православной традиции. Другие, стремились к максимальному удешевлению росписи, невзирая на то, как это отразится на ее качестве и долговечности. В наши дни эти проблемы постепенно изживаются, но возникают другие – в частности, связанные с созданием икон, не соответствующих церковной традиции. Но икона и иконопочитание – это часть церковной культуры в ее целом, а не поле для самовыражения художника. При этом подлинная иконопись далеко отстоит от ремесленного копирования древних образцов. Для того чтобы церковное искусство в наши дни выполняло свою миссию, необходимо заниматься серьезным изучением богословия образа, погружением в духовную суть иконы. В частности, очень важно современным языком объяснять людям, что и почему написано на иконе, каковы критерии ее духовного и художественного уровня.
Икона – это часть Церковного Предания – резюмировал слова докладчика председатель конференции прот. Александр Салтыков, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ. – Церковное искусство непосредственно связано с догматикой. У иконописца должен быть собственный духовный опыт молитвы, предстояния Творцу. Если этого нет – остается лишь опора в виде церковного канона, который на протяжении столетий вобрал в себя опыт богообщения поколений православных иконописцев.
Иерей Максим Крижевский – кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории и теории христианского искусства ПСТГУ.
О. Максим отметил, что канон – это генетическая память Церкви, сохраняемая через цепь преемственности. Образ стоит на оси между Первообразом и молящимся человеком. Поэтому духовный и художественный уровень иконы влияет на то, как человек воспринимает сакральное, даже на то, как он молится. Низкий уровень иконы может внести искажение в духовное восприятие человека, для которого она станет молитвенным образом. Икона, красота храма – это эстетический элемент христианской проповеди, который многих привел к вере. Безвкусное убранство храмов может сыграть обратную роль, оттолкнув людей от Церкви. В наши дни возникла проблема излишней доступности икон из-за их тиражирования техническими средствами. Это привело к обесцениванию священного образа. Часто из смыслового центра помещения икона становится элементом интерьера. В интернете же происходит еще худшее: в каждый церковный праздник на пользователей обрушивается поток «гифок» – электронных открыток, где священные образы становятся фоном для глупых надписей и используются самым неподобающим образом. Так миссия переходит в свою противоположность – антимиссию. За 10 лет до
начала церковного возрождения в России академик Лихачев поставил вопрос о необходимости экологии культуры. Для нас сегодня очень важной становится экология иконы, всего церковного искусства, чтобы прекратить искажение и разрушение эстетического и символического сознания Церкви. Священный образ только находясь в литургическом пространстве, может быть огражден от всех вызовов современной светской культуры, размывающей его сакральное значение – резюмировал о. Максим.
Протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству и реставрации РПЦ.
О. Леонид сделал акцент на значимости сохранения традиции: и церковного канона, и классического искусства. В наши дни нередко возникает перегиб, когда академическая живопись XIX века признается априори чуждой традиции и даже уничтожается. Но нередко уровень произведений художников-академистов был на несколько порядков выше уровня работ современных художников, именуемых каноническими. К сожалению, современному художнику сложно хотя бы в некоторой мере подняться до древних образцов. Преподобный Андрей Рублев был Боговидцем. При попытках его прямого копирования художниками, не имеющими и малой толики духовного опыта, получается плоско. Главное – чтобы произведения церковного искусства были духовными, а не происходили «от ветра главы своея» – фантазии иконописца. Проблемы в наши дни возникают не только в иконописи, но и в церковном зодчестве. Так, недавно в одном из областных центров был построен собор, в основу облика которого легла классическая архитектура, но ради удешевления строительства проектировщики допустили грубейшее искажение пропорций, практически вдвое уменьшив высоту нижней части храма. Это недопустимо. Однако храм уже построен, и сейчас ведется работа, чтобы художественными средствами хоть в какой-то мере исправить зрительное восприятие его внутреннего пространства.
Народный художник России Евгений Николаевич Максимов, профессор МГАХИ им. Сурикова, заведующий кафедрой Монументального искусства ПСТГУ, Народный художник России.
Украшением конференции стало выступление Евгения Николаевича Максимова, который рассказал о вехах возрождения церковного искусства в России. Слушателей особенно заинтересовал живой и непосредственный рассказ о том, как расписывался храм Христа Спасителя. В то время художники, обратившиеся к вере, горели идеей возродить то великое церковное искусство, которое было когда-то на Руси, создать нечто подлинное. «Лучшие из мастеров живут этим стремлением по сей день и воплощают его в своей работе» – резюмировал Евгений Николаевич.
Игорь Юрьевич Самолыго, заместитель заведующего кафедрой Монументального искусства ПСТГУ.
Игорь Юрьевич рассказал, как он и другие художники, вошедшие затем в костяк преподавательского состава кафедры, учились в Суриковском институте, и самым ярким, интересным местом там была мастерская Е.Н. Максимова, в которой занимались церковным искусством. Там был подъем, жажда настоящего. Студенты на каникулах с радостью отправлялись расписывать храмы возрождавшихся монастырей. Одной из первых работ стала роспись Казанского собора Оптиной пустыни. Хотелось не просто расписать храм, а создать работу, достойную лучших образцов древности. Совмещение на кафедре Монументального искусства ПСТГУ преподавательской работы и практической деятельности по благоукрашению храмов очень помогло росту мастерства не только студентов, но и преподавателей. За годы работы со студентами на кафедре было создано огромное число проектов, разработанных для различных храмов. Это позволило создать мощную теоретическую базу, которая помогает создавать церковные интерьеры на высоком художественном уровне.
Старший преподаватель кафедры монументального искусства, руководитель художественной мастерской ПСТГУ Лариса Георгиевна Гачева.
Лариса Георгиевна подняла важный вопрос о критериях церковного Образа. Эти критерии можно разделить на содержательные: его молитвенное назначение, сакральность, литургичность, каноничность, и формальные: единство художественного стиля Образа (внутри самого себя и в сочетании с пространством храма) и его Красота - художественная гармония в композиции, рисунке и живописи. В сообщении эти принципы были разобраны на примерах оформления алтарной конхи в образцах древнего и современного церковного искусства.
По результатам конференции предполагается дальнейшее подведение итогов, издание сборника докладов и продолжение обсуждений, поскольку быстро меняющийся мир ставит нас перед новыми вызовами, что требует выработки актуальной концепции церковных художеств, адекватной текущим условиям. Поэтому осмысление тридцатилетней истории постсоветского возрождения важно для извлечения уроков, учета ошибок, а также возможного планирования дальнейшего развития.
Также на конференции прозвучал ряд значимых докладов. Выступили заведующая кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ Е.Д. Шеко, архитектор М.Ю. Кеслер, искусствовед И.К. Языкова, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина А.К. Крылов и другие.
По завершении конференции корреспондент «Благоукрасителя» побеседовал с некоторыми из ее участников.
Игорь Юрьевич Самолыго, заместитель заведующего кафедрой Монументального искусства ПСТГУ рассказал о становлении и развитии кафедры.
«Наша кафедра существует 23 года. В самом начале своей работы мы приняли участие в росписи храма Христа Спасителя под руководством Е.Н. Максимова – у нас была своя зона ответственности, северный купол. Потом была работа в Пущино – храм Архангела Михаила, в Никольском соборе Покровского женского монастыря Хотьково, роспись Владимирского храма в здании ПСТГУ в Лиховом переулке Москвы, храма в Традиционной Свято-Петровской гимназии и многих других. Никольский собор Покровского женского монастыря в Хотьково стал для нас своеобразным итогом пройденного периода. Проект его росписи разрабатывался на кафедре 2 года, а всего работа над росписью шла 5 лет. Площадь стен составила 4500 квадратных метров. Эта работа позволила нам показать свои возможности, уровень работы. Проектная работа была выполнена Ольгой Водичевой под руководством И.Ю. Самолыго и стала ее дипломной работой. Особенность мастерской ПСТГУ состоит в том, что здесь с практической работой сочетается большая научная, теоретическая проработка проектов. Обучая студентов, мы движемся от простого к сложному возводим их к проектированию стенописи, мозаики, к освоению всего архитектурного объема храма. В ряде случаев это дает очень хороший результат – среди студентов немало по-настоящему талантливых людей! К защите появляются зрелые осмысленные работы, и многие из дипломных проектов находят свое воплощение в храмах. Учебное заведение – это хорошая площадка для того, чтобы развивать искусство, поднимать его на новый уровень. У нас есть возможность творческого поиска, мы можем отбирать лучшее и культивировать его. Хотелось бы создать среду, в которой приоритетом является качество работы, развитие художника и того, что он делает, чтобы творчество не вырождалось из-за соприкосновения с коммерцией. К сожалению, наше время провоцирует людей на поверхностный подход: приоритетом становится высокая скорость, низкая цена, при этом сложно выдержать достойный уровень, а тем более подниматься на новые высоты. Мы стараемся обмениваться опытом с коллегами. Например, в этом году мы пригласили на защиту дипломов Александра Константиновича Крылова из Санкт-Петербургской Академии художеств. У наших мастерских есть свой уникальный опыт, свои наработки, есть желание, сотрудничать. Хуже всего – изоляция, когда какая-то группа замыкается в себе и начинает повторяться, тиражировать себя. Надеемся, общение принесет пользу обеим сторонам».
Профессор, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, член-корреспондент РАХ А. К. Крылов поделился основными принципами своего художественного подхода и рассказал о некоторых работах учеников на церковном поприще.
«С 1993 года, когда открылась моя мастерская, совершенствовались методика, цели, принципы обучения; главные из них: возрождение порушенной художественной традиции Русской церкви; тщательное изучение и участие в охране памятников православного искусства; сотрудничество с приходами.
Наши студенты воссоздали иконостас кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга, работали в Грановитой палате Московского Кремля, в Никольском Морском соборе Кронштадта, во множестве храмов Северо-Запада России; расписали храм в Йоханнесбурге (ЮАР). Сейчас мы пишем иконостас (170 икон) для воссозданной по обмерным чертежам академика А. В. Ополовникова Покровской церкви (Невский лесопарк под Санкт-Петербургом). Этот уничтоженный в 1960-е годы знаменитый деревянный храм, стоявший на реке Вытегре, на родине поэта Н. А. Клюева, и теперь воссозданный на новом месте, был старше Преображенского собора Кижей, на 10 метров его выше, имел 25 глав. Курирующее воссоздание храма и иконостаса Управление делами Президента РФ дало возможность работать не торопясь, качественно. Иконы и «небо» создаются по аналогам «северных писем» рубежа XVII-XVIII веков.
Работу ведём в два этапа: сначала создаются отработанные до мелочей рабочие эскизы на бумаге в довольно крупном масштабе. Затем они воспроизводятся на компьютере в цвете, в реальном масштабе и на подрамниках монтируются в храмовый иконостас. Второй этап — исполнение тех же икон на левкашенных досках, яичной темперой, с олифленьем, с последующей их окончательной установкой на тяблах иконостаса.
Такой способ ведения работы гарантирует высокое качество живописи, ограждает от спешки, аврала, а значит, от недобросовестности. Этот способ удобен и для благоукрашения храмов самых бедных приходов.
Что касается освоения священной изобразительной формы — считаю это самым главным и самым трудным. Художественной формой трудно овладеть, воспроизвести её. Но ещё сложнее её одухотворить! Можно одухотворить эту форму «по-человечески», чтобы был некий психологический реализм. Но одухотворить её образом Невидимого мира — это высочайшее мастерство!
Я думаю, такие конференции, как эта, очень важны. Надо собирать все созидательные силы, и собирать их в Москве, потому что Москва —Третий Рим. К сожалению, этому противостоят деструктивные явления, когда культивируется искусство, размывающее церковную традицию, а значит — и разрушающие русский православный дух».
Евгений Николаевич Максимов рассказал о своей работе со студентами – о том, как в молодом человеке разгорается искра творчества, воплощающаяся в подлинные произведения церковного искусства.
«Дипломная работа должна быть вещью программной, серьезной. Но студенты часто хотят делать то, чему они уже научились, не выходя за рамки своих навыков, не вкладываясь на 100 %. Если я чувствую, что человек может сделать нечто значимое, что останется с ним на всю жизнь, чего он еще не пробовал – я стараюсь подвигнуть его на это, помочь ему придумать тему, которая действительно заинтересует. Например, в прошлом году с одной дипломницей мы создали походный иконостас с отделанным тканью легким, разборным деревянным каркасом и писаными иконами. Иконы обрамили мозаикой из маленьких фрагментов парчи. Получилась действительно уникальная работа. Кстати, церковные палатки для солдат с походными иконостасами были очень распространены в царское время.
Еще одна наша дипломница украшала храм в Подмосковье – кирпичный новодел весьма несовершенной архитектуры. Там были две довольно большие ниши, которые требовалось расписать. Начались мучения: как нарисовать. Студентка мыслит стандартно, тему знает на отлично, знает, где какую закорючку поставить, все чин по чину – и в результате получается совершенно мертвая вещь! Я показал ей подборку живописи XVIII века – не для того, чтобы что-то оттуда копировать, подделываться под ту эпоху. Требовалось лишь воспринять этот язык: отношение к пластике, к цвету, к пространству. И она сама все поняла! Язык иконописи стал живым, не заученным!
Еще одна значимая работа наших студентов – мозаика на могиле князя Пожарского в Суздале, в Спасо-Преображенском монастыре. Эту часовню построил А.К. Тон, ее фасад украшал мозаичный образ Спаса на престоле. В советское время часовню разрушили, мозаика была расколота и брошена в грязь, но, к счастью, сохранилась. Потом часовню восстановили, но в немного меньшем размере – и старая мозаика туда не подходила. Пришлось создавать ее заново. Это очень кропотливая работа: изображение распечатали, разделили на квадраты – и переносят на стену, буквально фрагмент к фрагменту воспроизводя образец».
Подготовила Алина Сергейчук