21 июля 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Казанской иконы Божией Матери, воссозданного на месте обретения этого чудотворного образа. Иконостас и стенопись верхней церкви собора выполнила мастерская Пахомова. С ее руководителем Вячеславом Валентиновичем Пахомовым мы побеседовали о том, как формировался этот уникальный интерьер, созданный по реставрационным технологиям для достижения максимального соответствия эпохе и архитектуре храма.
- Вы закончили благоукрашение собора Казанской иконы Божией Матери в Казани. Имели ли вы оригиналы росписей?
- Собор восстанавливался по чертежам изначального здания, взорванного в 1930-х годах. Это начинание было осуществлено по благословению митрополита Татарстанского и Казанского Феофана, к сожалению, скончавшегося в прошлом году. Торжественная закладка исторического храма состоялась в 2016 г., а нас привлекли к работе, когда пришла пора создавать интерьер верхней церкви. Была поставлена ответственная задача: восстановить церковное убранство в максимальном соответствии оригиналу – при том, что изображений росписей и иконостаса сохранилось сравнительно немного. Практически мы создавали композицию заново. Нами были подняты материалы: фотографии, чертежи, рисунки, описания. Это была серьезная кропотливая работа. Но в результате получили фотографии примерно 20 % старинной стенописи: изображения на куполе и на двух колоннах, причем отнюдь не лучшего качества. Остальное пришлось восстанавливать самим. Поэтому композиции в храме авторские. В этой стенописи нет ни одной копии росписей из других храмов. Художественные работы в первом соборе выполнялись в 1800 – 1825 гг. Мы работали в соответствии с духом, технологиями этого периода, с архитектурой здания. Нами было выполнено эскизирование, проект росписи храма, чертежи для реконструкции иконостаса. К реализации проекта мы приступили по завершении длительного процесса подготовки.
- В разработке интерьера храма вам помогали искусствоведы?
- Да, серьезная команда искусствоведов курировала весь процесс работы. Ее состав входили члены Академии Художеств, музейные работники. Немалый вклад внес протоиерей Леонид Калинин – председатель Экспертного совета Патриархии по церковному искусству, архитектуре и реставрации. С участием этих специалистов принимались решения, где какие сюжеты будут располагаться, как что оформлять. В результате храм получился очень цельным стилистически. Не заметно разности рук художников, хотя работала большая бригада: и наши постоянные художники, и привлеченные. Мы старались добиться такого эффекта, и это удалось. Хотел бы отметить наших профессионалов: Андрей Полухин, Михаил Плотников, Дмитрий Швецов, Евгений Кравцов, Александр Акопов – они задали очень высокий уровень живописи.
- Из каких этапов состоял процесс реализации проекта убранства храма.
- Непосредственно в храме мы работали год, а вместе с проектированием – год и 7 месяцев. Я разрабатывал концепцию, главные составляющие и некоторые эскизы композиции. Затем художники под моим руководством создавали остальные эскизы. Мы делали черно-белые гризайли и вставляли их в проект компьютерной графики. Так был создан проект, по которому можно было со всех сторон рассмотреть убранство храма. Помимо этого, мы вели работу над проработкой каждой фигуры, каждого элемента росписи. Эти картоны также утверждались искусствоведческой комиссией. Когда проект целиком и в деталях утвердили, мы перешли к его воплощению на стенах храма. Подготовили стены под роспись, выполнили живописные и альфрейные работы, создали иконостас. Он состоит из трех частей, поскольку храм трехпридельный. Иконостас достаточно монументальный, грандиозный. Его мраморную основу изготовило другое предприятие. Мы спроектировали его, написали 62 иконы, а также украсили алтарную преграду резьбой, золочением, литыми декоративными элементами из бронзы и латуни. Также нами были исполнены литые ограждения солеи, вентиляционные решетки, экраны батарей и другие металлические элементы церковного убранства.
- При создании стенописи вы фактически применяли реставрационные технологии – так работали в XIX столетии?
- Да, мы делали роспись в технике старых мастеров. Сначала создавались гризайли – монохромные изображения, и только потом в стенопись вводили цвет. Эта традиция была заложена итальянцами. Поверхность под роспись мы также подготавливали особым образом: стены покрывали грунтом – левкасом на рыбьем клею, на меду, как при написании станковых икон. Писали натуральными масляными красками, подобными тем, какими работали художники эпохи Возрождения.
- При работе в Казанском соборе вы строго придерживались стиля классицизм. Работает ли Мастерская Пахомова в других стилистиках?
- Конечно! Мы создаем храмовые интерьеры во всех существующих в России стилях церковного искусства: каноническом, неорусского барокко, модерн и т.п. У нас есть иконописцы, которые пишут в русском, византийском, ушаковском стиле – фряжского письма, и мастера академисты. При создании утвари и иконостасов мы используем современное оборудование, станки, но при этом в работе всегда присутствует и элемент ручного труда мастера.
Беседовала Алина Сергейчук
Тел.: 8 (9624) 443-461 8-905-462-83-97 ikonostas.su pahomovmaster.ru pahomovmaster@mail.ru