10 лет программе строительства православных храмов в Москве  

Около 10 лет назад, когда в Москве стартовала программа «200 храмов», наш журнал стал площадкой дискуссий. Не получатся ли храмы на одно лицо? Будут ли они востребованы, наполнятся ли молящимися? Станут ли их проектировщиками и строителями профессионалы, укорененные в церковной тематике?

 

Изначально Программа строительства православных храмов в Москве называлась «200 храмов». Проект был инициирован Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2009 году для того. Храмы возводят на пожертвования. Одно из главных преимуществ программы для инициаторов строительства состоит в облегчении формальностей, связанных с выделением земли и оформлением разрешительной документации. В 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. В том же году подписали распоряжение, регулирующее выделение земельных участков под храмы, а временем начала реализации программы считается 2011 год.

Каковы же результаты 10 лет работы? За это время было построено 99 храмов половина от изначального плана. Их совокупная вместимость – 47 000 прихожан. Для сравнения, в начале 1990-х годов в Москве действовало 254 храма, а к 2000 году их число возросло до 519.

За годы своего воплощения в жизнь Программа строительства храмов развивалась и видоизменялась вместе с осознанием ее участниками задач церковного строительства в наши дни. Так, в начале велась речь о строительстве типовых храмов – для облегчения, удешевления и ускорения работы, но затем от этой идеи отказались. Это было продиктовано и соображениями эстетики и церковной символики, и различиями в топографии, окружающей архитектуре и еще множестве характеристик территорий, на которых ведется строительство. В ходе реализации программы Святейший Патриарх выдвинул директиву строить церковные здания большой вместимости, поскольку потребность в них очень велика. Ценной практической находкой стало возведение храмов вместе с приходскими комплексами, которые могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристройках к храму или в его стилобате. Также распространилась практика при недостатке средств на оперативное возведение просторного храма начинать с небольшой церкви, позволяющей в краткие сроки начать совершение богослужений.

По итогам десятилетия реализации программы можно констатировать, что страхи ее противников не оправдались. Многие из храмов стали украшением столицы, другие – неплохо вписались в окружающую застройку и, безусловно, все они оказались востребованы: на воскресных богослужениях заполняются молящимися. Большинство храмов построены по индивидуальным проектам. В то же время, на сайте программы fedmp.ru представлены проекты, доступные для повторного применения. Получить их можно по запросу.

Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Наше время

Безусловно, при строительстве возникали проблемы. Где-то во вновь построенном просторном здании обнаружились недочеты акустики, из-за которых произнесенное вполголоса у дверей слово разносится эхом, заглушая чтение с клироса. Где-то недоработана вентиляция, возникает конденсат, грозящий привести к образованию плесени, а копоть от свечей покрывает свежепобеленные стены. Между тем, наличие качественной вентиляции предполагается строительными нормативами. В наши дни оно становится все актуальнее ввиду ряда параметров: отсутствия печного отопления, которое брало на себя функцию воздухообмена в старину, распространения использования синтетических строительных и отделочных материалов, стеклопакетов. Потребность в технической (принудительной) вентиляции храмов увеличивается и из-за причин глобального характера: все более частого возникновения экстремальной жары, осложнения эпидемиологической обстановки. К сожалению, в наши дни нередко воссоздают «коробку» церковного здания, не вникая, как оно будет эксплуатироваться. Другая ошибка – принимая во внимание основные потребности (отопление, вентиляция и т.п.), не задумываться о том, без чего не мыслит себя современный человек (и что отнюдь не противоречит православным устоям). К примеру – о местах для пеленания детей, для колясок, для верхней одежды прихожан, о сидячих местах для немощных.

Но не будем останавливаться на негативных примерах. Упомянем некоторые из особо примечательных в положительном смысле храмов, возведенных или возводимых в рамках Программы.

В 1964 г. дошло до того, что народ самоорганизовался для дежурства, чтобы круглосуточно охранять храм Преображения Господня на Преображенской площади

Борьба за восстановление дорогой верующим сердцам церкви началась с 1999 г. Ее возглавил архитектор-реставратор Игорь Русакомский. Активистам церковного строительства пришлось преодолеть немало препоны. Одной из причин отказов стала близость к месту строительства проходящей здесь Сокольнической ветки метрополитена. И действительно, сегодня во время богослужения в храме иногда слышны отзвуки проходящего поезда. И все же, Преображенский храм был отстроен вновь – в рамках Московской программы. Святейший Патриарх освятил его 8 мая 2015 г., в канун Семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне. Ввиду ограниченности отведенного участка между оживленной улицей и городской застройкой от архитектора требовалось уместить всю приходскую инфраструктуру в церковном здании. Поэтому храм, построенный в исторических архитектурных формах по сохранившимся фотографиям и чертежам, подняли на стилобат. В цокольном этаже разместились крестильня, классы воскресной школы и все необходимые для функционирования прихода помещения. Для крестных ходов служит галерея вокруг храма. На площадке перед храмом прихожане пьют чай после Литургии, на Рождество здесь устанавливают вертеп. Пространство храма решено с большой любовью к людям: есть вешалки для одежды, нашлось место даже для стола, за которым рисуют ребятишки, пока их родители молятся. Маломобильные верующие, передвигающиеся с помощью инвалидных колясок, могут въехать на стилобат по пологому пандусу. За годы существования храма его приход существенно вырос, что еще раз подтверждает существование закономерности: чем больше строится храмов, тем больше людей в округе воцерковляется. Те, кто не имел достаточно веры и желания, чтобы ездить на богослужения, начинают ходить в храм, когда он появляется около их дома. Также этот храм стал главной церковью Сухопутных войск России. В нем стоят воинские знамена, в сквере близ храма проводятся торжества с участием военных. Так возведенная по Программе церковь стала важным объектом церковной и общественной жизни столицы.

Интересное архитектурное решение, которое реализуется в рамках Программы «200 храмов». Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия при главном здании МГУ на Воробьевых горах. Архитектор Дмитрий Пшеничников

Пример интересного архитектурного решения, которое реализуется в рамках Программы – храм равноапостольных Кирилла и Мефодия при главном здании МГУ на Воробьевых горах. Его спроектировал талантливый современный архитектор Дмитрий Пшеничников. Устремленное ввысь здание со множеством разноцветных главок представляет собой синтез православной традиции и самобытного архитектурного решения. Ее главы напоминают о храмах Василия Блаженного и Спаса-на-Крови, а силуэт перекликается с очертаниями высотки Московского Государственного Университета. Надеемся, что в ближайшие годы храм будет возведен и станет одной из достопримечательностей столицы!

На юго-востоке Москвы, в районе Люблино по Программе строится самый большой в Центральной России деревянный храм. Он рассчитан на 700 прихожан. Высота здания вместе с крестом составит 42 метра. Материалом для церкви, посвященной Первоверховным апостолам Петру и Павлу, избран сибирский кедр.

Готовится к чину малого освящения храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в следственном изоляторе «Матросская тишина». Он представляет собой реконструкцию исторически существовавшей в этой тюрьме церкви, разрушенной в ХХ столетии. Храм дает возможность участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви заключенным, для которых это – драгоценная возможность покаяться, пересмотреть свою жизнь.

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - АО "АЭРЭКО" www.aereco.ru 8 (495) 921-36-12