Существующее с незапамятных времён русское деревянное зодчество, развивавшееся на протяжении многих веков и пришедшее в упадок в 20-м столетии, на фоне достижений научно-технического прогресса представляется, на первый взгляд, явлением архаичным и неперспективным. Однако в отношении строительства небольших храмов и часовен, а также индивидуальных загородных домов традиционное деревянное зодчество нисколько не устарело, а напротив, приобретает в наше время все большую привлекательность благодаря своим несомненным достоинствам. Это и экологичность, и красота, и связь с вековыми традициями, и ценные технические свойства (сборность-разборность и возможность перевозки, высокая ремонтопригодность, хорошая теплоизоляция и экономичность в обслуживании).
Начиная разговор о русском деревянном зодчестве, надо, прежде всего, определиться с понятием об этом предмете. Ибо в наше время известно множество архитектурных стилей и производственных технологий, связанных со строительством из дерева. Ясно, что не всякую деревянную постройку в России можно отнести к произведениям русского деревянного зодчества.
Если мы признаём, что русское деревянное зодчество – это целостное культурно-историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа, то нам следует отличать его, и не путать с ним произведения, лишь по некоторым признакам схожие, но по сути относящиеся к иным культурным традициям и стилям. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству современные нелепые и эклектичные деревянные постройки, вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Хотя в наше время немало говорят о возрождении традиций, но на деле это встречается очень редко.
Что же такое русское деревянное зодчество? Каковы его основные признаки?
Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства. Все естественные конструктивные и эстетические качества дерева здесь не скрываются, а напротив, выявляются и подчёркиваются. При этом, как правило, конструктивные элементы и приёмы являются в то же время и декоративными. Так, повал сруба делается для увеличения свесов крыши и защиты стен от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен; консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища и балконы, украшаются выразительными подрубками; мощные столбы делаются резными; массивные оконные и дверные косяки не закрываются наличниками, но сами являются украшением проемов; надёжные тесовые кровли с шеломами, потоками и курицами завораживают слитностью оригинального конструктивного решения с красотой и выразительностью форм. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным.
Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры. Построенный в 17 веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света, а удивительный архитектурный ансамбль Кижского погоста ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира.
Подводя итог сказанному, можно попытаться сформулировать признаки и характеристики русского деревянного зодчества. Это народная архитектура, для которой характерно следование традиции, единство материала, отношение к строительному материалу – дереву – как к материалу искусства, целостность и выразительность форм, гармония с природой, слитность пользы и красоты, конструктивности и эстетики, надежность и долговечность, а также возможность разборки и транспортировки построек.
Следуя традициям, наша мастерская создает храмы и часовни, представляющие собой произведения искусства – русского деревянного зодчества. При этом мы, как правило, не повторяем в точности какие-то конкретные памятники архитектуры (хотя и рассматриваем их как образцы), а проектируем и строим совершенно новые постройки, соответствующие пожеланиям заказчиков и отвечающие потребностям современного человека, но традиционные по духу, по своему архитектурно-художественному образу, применяемым материалам, конструктивным приемам и технологиям. Создавать подобные постройки очень непросто. Всё, до мельчайших деталей, должно быть выполнено правильно – и архитектурно-конструктивно, и технологически. Это невозможно без глубокого изучения предмета и грамотного руководства производством. Поэтому при нашей мастерской постоянно действует учебный центр, в котором плотники проходят специальное обучение этому непростому мастерству, а производство работ на стройплощадке ведется под непосредственным руководством архитектора и его помощников.
В нашей мастерской архитектор – это не только проектировщик, выполняющий чертежи на бумаге, но и главный мастер, непосредственно руководящий воплощением этого проекта, включая и отбор материалов, и производство работ, и подготовку плотников. А лучшие мастера-плотники – это соработники архитектора, имеющие достаточные знания и опыт, творчески и с любовью выполняющие свою работу.
Все конструктивные элементы построек изготавливаются на нашей производственной базе, включающей открытую рубочную стройплощадку и плотнично-столярные мастерские. После контрольной сборки и маркировки деталей постройка аккуратно разбирается, грузится на автомашины и отправляется на место строительства, где производится разгрузка, складирование и сборка строения на фундаменте.
Наше основное производство располагается в столице Карелии – городе Петрозаводске. Карелия – край озер, лесов и шедевров деревянного зодчества. Материалом для наших построек служит отборная карельская сосна, известная своими прекрасными строительными качествами. Вдохновение для творчества мы черпаем из нашего богатейшего культурного наследия, прекрасных памятников народного зодчества, которыми пока ещё богаты северорусские земли. География наших работ обширна – от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Имеется опыт реставрации замечательных памятников архитектуры.
Помимо производства и строительства, мы занимаемся исследовательской, просветительской и учебной деятельностью, направленной на возрождение русской традиционной культуры.
П.Ф. Карелин, учредитель Православного учебного центра «Русские начала»,
руководитель Мастерской деревянного зодчества,
член Гильдии храмоздателей.