Попадая на Соловки, удивляешься силе человеческого духа, укрепляемого Божественной благодатью. В XV веке, когда преподобные Зосима, Савватий и Герман начинали монашескую жизнь на Большом Соловецком острове, он был абсолютно пустынным. Жители побережья лишь иногда наведывались сюда в летнее время, чтобы ловить рыбу в многочисленных чистых озерах и в море вокруг острова, бить морского зверя. Но поселиться на Соловках считалось невозможным ввиду трудного и опасного пути с большой земли и сурового климата. Монахи сумели не только выжить на Соловках, но и возвести величественные здания, и обустроить хозяйство, равного которому в миру не было.
Собственно, и сегодня навигация в этой части Белого моря в холодный сезон практически прекращается. На Соловках дуют сильные ветра, которые зимой становятся ледяными, к тому же, очень высока влажность. Как же монахам удавалось отапливать помещения и, в частности, находящиеся внутри мощных стен обители? Ведь это необходимо не только для жизни людей, но и для сохранности самих зданий.
Стены Соловецкого монастыря, возведенные при Иоанне Грозном, поражают воображение. Их строительство начинал вологодский зодчий Иван Михайлов, а закончил соловецкий монах Трифон Кологривов. Сложенные из циклопического размера валунов, они достигают в высоту 11 метров, в длину – 1200 метров, а высота башен с шатрами доходит до 30 метров. Толщина стен у основания равна 7 метрам, а кверху они сужаются – до «всего лишь» 1,5 метров. Их основания построены из самых крупных камней, размеры которых достигают 3 м, а вес – 5 – 7 тонн. Верхняя часть стен кирпичная. Из валунов возведены и многие другие здания на Соловках. Гигантские округлые камни когда-то были принесены на остров ледниками. Между ними проложены более мелкие камни и кирпич.
Мощные монастырские стены отапливались огромными печами – их называли «печуры», которые представляли собой целые комнаты. В такую комнату-печь вели высокие двери, через которые доставляли топливо – целые стволы деревьев. Тепло от печей расходилось по каналам, проложенным в толще стен. Над печами находились помещения, в которых сушили, в частности, пшеницу. Печуры предотвращали промерзание монастырских стен, а значит – их разрушение и отсыревание. Каналы, помимо транспортировки тепла, обеспечивали и вентиляцию.
Кстати, строевой лес монахи не рубили. Для отопления использовали плывун – бревна, выловленные из моря. Монастырь жил в гармонии с природой, иноки благоговейно относились к Божьему дару – прекрасному, хоть и суровому острову, на котором жили. В отличие от воцарившегося на Соловках после революции лагеря, который свел на нет практически все соловецкие леса, и с этим прекратил свое существование.
Монашеские кельи отапливались обычными печками, топившимися из коридоров, которые обогревали по две кельи. Для вентиляции же келий были предусмотрены небольшие круглые отверстия в стенах, которые затыкались деревянными пробками. В условиях, когда большую часть года окна приходилось держать глухо закрытыми, решать вопрос вентиляции было необходимо.
Соловецкий монастырь стал образцом технического прогресса для своего времени и на века вперед в правление игумена Филиппа (Колычева). Того самого, который позже был возведен Иоанном Грозным на митрополичий престол и им же отправлен в ссылку и убит. Затем, на протяжении столетий, насельники монастыря совершенствовали инженерные системы, с любовью трудясь на благо родной обители. Сохранились остатки монастырского водопровода из мореной лиственницы, доставлявшего воду из Святого озера, расположенного за монастырем, в трапезные, поварни и прочие помещения. Из лиственницы делались и сваи, на которых утверждались монастырские храмы, а также связки монастырских стен.
При игумене Филиппе были механизированы самые тяжелые монастырские послушания, что в миру произошло значительно позже. В частности, мельницы и кузня работали на водной силе. Это были сложные инженерные сооружения, обустроенные в помещениях, что позволяло монахам результативно трудиться, не страдая от превратностей погоды. Каменную мельницу взамен сгоревшей в 1601 г. деревянной построили примерно к 1605 г. Она действовала за счет воды, которая доставлялась из Святого озера по подземному каналу, проходившему прямо под монастырем – он именовался Мельничным. При своем возведении мельничная система состояла из двух корпусов, установленных на разных уровнях на канале и связанных между собой галереей. Тут же находилась и прачечная. Канал сначала был облицован деревом, затем его выложили камнем. Вода из него впадала в Белое море, при необходимости наполняя сухой док, где чинили морские суда. Были механизированы с помощью водной силы и мастерские, в частности, кожевенная и чоботная. Мукосейные машины также приводились в действие водяными колесами. Последняя делала не только обувь для братии, но и прекрасные изделия на продажу.
Чтобы Святое озеро не обмелело, его соединили с другими озерами с помощью наземных каналов. Система каналов на Большом Соловецком острове действует и сегодня. В наши дни по ним с удовольствием плавают на лодках туристы, а в годы Соловецкого лагеря сплавляли срубленный лес. Эта гидросистема формировалась на протяжении веков. К концу XIX – началу ХХ века она состояла из 65 озер, соединенных между собой 69 каналами. В 1910 г. у стен монастыря была построена гидроэлектростанция, дававшая мощность до 60 кВт.
Еще при игумене Филиппе была создана знаменитая дамба – идущая по морю дорога, соединяющая Большой Соловецкий остров с островом Муксалма. Ее фундамент сложили из камней настолько прочно, что по дамбе ходят и сегодня – спустя почти 400 лет после создания. При этом служила дамба для выгона монастырского скота, который пасли на Муксалме. Породистые соловецкие коровы славились по всему Северу.
Рачительность соловецких монахов не позволяла пропасть ни одному данному Богом и природой ресурсу. Навоз от скота шел на удобрение огородов – и в 160 километрах от Полярного круга земля плодоносила так, что в обустроенном при обители ботаническом саду цвели южные деревья, а в теплицах выращивались арбузы. В лагерную же эпоху ученый и священник о. Павел Флоренский, отбывавший заключение на Соловках и там же убиенный, характеризовал соловецкую почву как серую и безжизненную, неспособную к плодоношению без богатого удобрения. Он сообщал, что плодоносный слой на Соловках – менее сантиметра, а далее земля состоит из песка и базальтовой крошки.
Храмы в Соловецком монастыре соединены с другими помещениями внутри сложных многоэтажных зданий. Это архитектурное решение продиктовано суровым климатом. От промерзшей земли поднимается холод, так что церковь лучше поднять на высокий подклет. К тому же, морозы и ветра способствуют стремлению как можно реже выходить на улицу, передвигаясь внутри помещений. В построенном святителем Филиппом каменном зимнем Успенском соборе в одной из глав обустроен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Под церковью в подвалах действовали хлебопекарни, а сбоку – просторная трапезная, и обширная келарская. Над трапезной возвышалась колокольня с часами.
Летний, Преображенский собор, столь величествен, что братия при его сооружении смущались и спрашивали у игумена, как можно в удаленном от мира северном монастыре возвести храм, равных которому нет и в столицах. Это одно из самых высоких зданий Соловецкой обители. Стены его у основания имеют толщину 4 метра, вверху – 3 метра. Своей архитектурой собор напоминает целый древнерусский город. Здание трехъярусное. Внизу, в высоком цокольном этаже, устроены хозяйственные помещения. На втором действовало три храма: главный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский, – в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия обустроили Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где сегодня в основном и совершаются богослужения. В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках – еще четыре придела: прп. Иоанна Лествичника, вмч. Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов.
Алина Сергейчук
P.S. Мощные стены Соловецкого монастыря на протяжении веков были непревзойденным оборонительным сооружением. В XVII столетии государевы стрельцы 9 лет, с 1668 по 1676-й, не могли взять монашескую крепость, восставшую против реформ патриарха Никона. Сохранились сведения, что стрельцов было около 10 тысяч человек, но «Соловецкое сидение» могло бы продолжаться и дольше, если бы, как водится, не нашелся предатель, указавший подземный ход в монастырь. Памятью о тех временах стала небольшая деревянная церковка, на Большом Заяцком острове. Когда-то ее срубили те самые стрельцы, осаждавшие, а затем по государеву указу пытавшие и казнившие мятежных иноков: им тоже было нужно где-то молиться и отпевать усопших.
В Крымскую войну 1854 г. произошел случай, величественный и курьезный одновременно. Английские корабли подошли к Соловкам, требуя дать провизии и предоставить сооружения монастыря в свое распоряжение. «Провизии не дадим, а о душах ваших помолимся» – ответствовали монахи. Англичане предложили сдаться – но воины Христовы ответили, что военных среди них нет, а значит, и сдаваться некому. Тогда два современнейших английских пароходофрегата открыли ураганный огонь из 120 своих пушек... но тяжелые ядра из мощных орудий отскакивали от стен, как орешки. Монахи же... молились. Во время самой страшной канонады, когда ядра летели над головами, они обходили по стенам крестным ходом, о чем свидетельствует надпись на возведенной позднее в память об этих событиях часовне в честь св. Александра Невского. В результате, нападавшим пришлось с позором удалиться. Их командующий был разжалован – за то, что напал на мирный монастырь, да еще не сумел взять его, израсходовав запас ядер, которого хватило бы, чтобы смести с лица земли несколько средних европейских городов.