Этим летом состоялось значимое для Соловецкого монастыря событие: на его историческую колокольню были подняты колокола. До сих пор, на протяжении 15 лет, большая их часть находилась на временной звоннице. При активном участии специалистов Даниловского Колокольного Центра был разработан проект и проведены работы по подъему, монтажу и настройке системы звона колокольного ансамбля обители. Мы беседуем с руководителем Центра, иеродиаконом Романом (Огрызковым).
- Три года были посвящены тому, чтобы установить колокола на историческую колокольню Соловецкого монастыря?
- Да. Необходимо было разработать схему развески, обосновать надежность исторической постройки, согласовать проект с Министерством культуры. Этим летом состоялась кульминация – подъем ансамбля на колокольню. Наступил очень трепетный момент и для соловецкой братии, и для нас. Конечно, все очень переживали, выдержит ли историческая колокольня нагрузку, возникающую при звоне главного благовестника, который весит 14 тонн. Произведенные обследования и наши расчеты показали, что эта нагрузка при самом неблагоприятном, гипотетическом раскладе будет вдвое меньше, чем может выдержать строение. А когда колокол повесили, мы при помощи ряда устройств определили, как он двигается и воздействует на колокольню. Нагрузки оказались почти в четыре раза меньше расчетных – то есть, определенно опасности нет.
- Что представляет собой нынешний набор колоколов Соловецкого монастыря?
- Колокола были отлиты в начале 2000-х годов на средства благотворителей. Их более 20, но 3 мы исключили из звона из-за их несоответствия гармонии звукоряда. Общий вес – около 30 тонн, благовестники 14, 7, 4, 3 тонны… После длительных обсуждений, исследований, проектировочных работ, колокола удалось объединить в общий ансамбль и установить на колокольне Соловецкого монастыря. В результате получился большой набор с чудесным звучанием. Многие звоны в его исполнении даже напоминают ростовские: звук насыщенный, тембры красивые, много низких, густых голосов.
- Если сравнить соловецкий набор колоколов в начале ХХ века и сейчас, какой будет мощнее?
- До революции были колокола покрупнее: главный благовестник весом 19 тонн, другие соответствовали ему. Нынешний набор немного уступает историческому. Развешивая колокола, мы опирались на исторические данные о том, как была обустроена колокольня до разорения монастыря. Работали с реставраторами над архивными данными. Нам предоставили ценное фото: звонарь на своем рабочем месте на третьем ярусе звона. В значительной мере благодаря ему удалось воссоздать изначальную развеску. Помост звонаря тоже поместили там, где он находился изначально.
- А что представляли собой работы с технической точки зрения?
- Проект был многогранный. Колокола сняли со временной звонницы, с большой осторожностью перевезли их. Сделали металлическую башню-туру, которая позволила при помощи машин поднять колокола наверх. Возникла сложность - крупная техника не могла пройти в ворота. Те, кто видел стены Соловецкого монастыря, поймут, что расширить проход там невозможно, толщина стен составляет 7 метров, и сложены они во времена Иоанна Грозного из огромных валунов. Удалось найти мощный, но короткобазный кран, весьма редкий. Отдельным паромом этот кран доставили на Соловки, и он очень помог при подъеме. Только такой кран можно было провезти внутрь монастыря, но разобрав его кабину. Был и еще целый ряд сложностей. Огромный колокол весом 14 тонн требовалось перетащить от временной звонницы до колокольни, не повредив историческую мостовую монастыря и не провалившись в склепы. Для этого мы выбрали путь вдоль тыльной стороны стены. Непросто было и провезти колокол на тележке в узкие ворота, встретившиеся на пути: места для маневра не оставалось.
- Как разместился колокольный ансамбль?
- Колокола весом 7 и меньше тонн мы смонтировали на верхнем – третьем ярусе, а главный благовестник – на втором. Были спроектированы металлические направляющие из крупного профиля, по которым колокола перемещались внутрь колокольни и там уже монтировались на балки. Сложность возникла с установкой колокола весом 3 тонны: его нужно было смонтировать в арке, имелись определенные технологические ограничения. После монтажа колоколов пришло время наладки системы управления звоном. По просьбе звонарей мы изменили классическую схему расположения педалей. Было важно, чтобы им было удобно.
- Местные жители сразу заметили новые звоны?
- Да, они оживились, стали приходить в монастырь, смотреть, слушать, высказывать свои впечатления: «Так здорово, завораживает!» - делились они. В монастыре несколько звонарей из числа братии. Был проведен небольшой мастер-класс по работе с большим набором. Теперь они осваивают новые для себя звоны с большим энтузиазмом. Благодаря созданной системе управления, один человек может управлять всем ансамблем, кроме большого благовестника, находясь на помосте. Порядок звона таков, что сначала звонят благовест – редкие удары в большой благовестник на втором ярусе, а потом поднимаются на главный ярус и трезвонят во все остальные колокола. Возможно, на Соловках будут проводиться концерт колокольного звона, фестиваль, приуроченный к летнему празднику. Интерес к этой идее высказал, в частности, Генеральнвъый директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Александр Васильевич Ходос.
- Какие еще организации, помимо Даниловского колокольного центра, приняли участие в обустройстве колокольни Соловецкого монастыря?
- Обследование и проектирование проводилось петербургской фирмой Вега. Работы по монтажу были выполнены благодаря Фонду Соловецкого архипелага и трудами фирмы Алмаз-Антей Строй, которая проводит целый ряд восстановительных работ на Соловках. Хочется отметить слаженную работу и профессионализм их сотрудников, быстроту решения возникавших вопросов. Люди трудились с душой, и когда колокола зазвонили, все были счастливы. Александр Васильевич Ходос высоко оценил проделанную работу. Немалую роль в проекте сыграли реставраторы Соловецкого монастыря и Сергей Алексеевич Старостенков, петербургский кампанолог, который поддерживал идею воссоздания исторического варианта размещения колоколов и системы управления ими. К сожалению, в январе этого года в возрасте 73 лет он скончался от коронавируса. В сентябре в Даниловом монастыре прошел XII фестиваль колокольных звонов. Мы приурочили к нему кампанологический симпозиум, темой которого стала атрибуция русских колоколов. Его посвятили памяти Сергея Алексеевича.
- На территории Соловецкого монастыря стоит старинный колокол. Откуда он и почему не звонит?
- Это царский вклад, сделанный в награду за успешную оборону Соловецкой обители при нападении англичан в 1854 году. Колокол всегда находился внизу, в особой звоннице-палатке. С него начинали праздничные звоны: делали несколько ударов, а потом уже переходили к основному ансамблю. Сейчас он находится в Соловецком музее, как экспонат. На месте, где этот колокол исторически находился, сейчас идут реставрационные работы, доступа к нему временно нет.
Беседовала Наталия Зубкова