За плечами художников Мастерской Вячеслава Пахомова благоукрашение множества храмов: Казанского кафедрального собора и церкви св. князя Владимира г. Ставрополя, Спасского кафедрального собора г. Пятигорска, Преображенского собора г. Изобильный, Свято-Никольского собора г. Кисловодска и многих других. Мы беседуем с руководителем этого творческого коллектива.
- Вячеслав Валентинович, что главное в работе вашей мастерской?
- Наверное, творческий подход. Наши иконостасы никогда не повторяются, все они разные. Даже детали мы стараемся делать уникальными. Каждый проект индивидуален, разрабатывается особо, в соответствии с архитектурой храма, пожеланиями заказчика, творческим видением художника. Мы разрабатываем эскизы, затем модели в объеме, чтобы проработать каждую мелочь, потом утверждаем их с заказчиком и, наконец, воплощаем в жизнь. Созданию даже небольшой алтарной преграды предшествует большая творческая работа, кропотливая подготовка. Иконостасы мы выполняем в разных стилях, начиная с греко-византийского, и заканчивая рококо и русским модерном.
- Как давно вы работаете над благоукрашением храмов?
- Мы трудимся с 1993 года, иконостасы же создаем с 1995-го. За это время украсили алтарными преградами более 20 храмов. Иконы для большинства из них были написаны нашими художниками. У нас есть мастера, которые работают в разных стилистиках: каноничнической, академической. Особенно нравится заказчикам Ушаковский стиль. Оформление иконостасов и утвари: резьба, золочение также происходит на нашем собственном производстве, в мастерских, которые оснащены современным оборудованием. И конечно, применяя современные технологии, мы всегда оставляем место ручному труду, ведь именно он придает убранству храма жизнь, неповторимость. У нас трудятся специалисты высшего уровня мастерства: высоквалифицированные столяры-краснодеревщики, резчики по дереву, позолотчики, мастера литейного производства, иконописцы. Многие наши художники имеют высшее академическое образование, являются членами Союза художников России.
- В этом году главным событием для мастерской Пахомова стало завершение работы над интерьером воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери в городе Казань
- Да. Мы полностью расписали верхний храм собора, возведенного на месте явления чудотворного образа, а также изготовили иконостас для него. Алтарную преграду мы украсили резными и бронзовыми деталями в соответствии со стилистикой русского классицизма, в которой решено здание собора и его интерьер. Также выполнили из бронзы ограждение солеи и лестницы, ведущей в нижний храм. Изготовили экраны батарей и другие конструктивные детали из дерева. Все работы были проведены нашими специалистами на высоком уровне с учетом пожеланий Художественного совета и комиссии искусствоведов.
- Столь значимая работа оставила место для других объектов?
- Да. В этом году мы выполнили большую работу во Владимирском соборе г. Ставрополя. Это один из самых красивых и величественных храмов юга России. Нами были полностью расписаны верхний и нижний храмы, а также конференц-зал при соборе. Получилось очень по-русски, традиционно, нарядно, в соответствии с архитектурой и масштабами собора.
- В каком стиле вы расписали Владимирский собор?
- Мы расписали его во фряжском стиле – это переходная стилистика между каноническим и академическим письмом, она распространилась в XVII столетии и очень востребована в наши дни.
- Среди недавних росписей у вас есть работы в академическом стиле?
- Мы ведем роспись храма в селе Князевское под Набережными Челнами. Это будет хороший образец академического искусства в духе конца XIX столетия. Именно в это время был построен данный храм, и стенопись будет соответствовать его истории и архитектуре, составляя единое стилистическое целое с церковным зданием. Как будто и не было тех десятилетий запустения, после которых мы реконструируем стенопись этого красивого храма.
- Насколько я знаю, мастерская Пахомова открыла новый производственный участок?
- Даже два. У нас открылся отдел по изготовлению басмы – декоративных накладок из украшенного чеканными орнаментами металла. Басмой мы украшаем иконостасы, киоты, иконы. Одна из наиболее значимых работ – иконостас Георгиевского храма г. Кизляр, выполненный нами в 2021 году. Мы выбрали для него очень необычный византийский стиль. Эту алтарную преграду, помимо басмы, украшают резьба по дереву и вставки из цветных камней.
- Ваша мастерская занимается литьем?
- Мы запустили производство по литью бронзы и латуни. В частности, выполняем литой декор для алтарных преград, ограждения киотов и иконостасов, решетки на солею, крепления для лампад и т.п. Создаем и высокохудожественные предметы богослужебной утвари: паникадила, светильники и прочее.
- А еще вы создаете двери для храмов…
- Еще одним новым, но уже очень востребованным направлением работы нашей мастерской стало изготовление входных дверей для храмов, в том числе с отлитыми из бронзы элементами. Двери мы создаем из массива дуба, ясеня. Украшаем их резьбой, авторской фурнитурой: ручками, петлями, декоративными накладками на полотно и замок.
Беседовала Елена Вишковская