Из истории Православия в Казахстане

  Казахстан – страна самобытная и уникальная во многих отношениях. И в плане дружбы с Россией, и в плане довольно значительного – для государства с нехристианским в большинстве своем населением – числа православных храмов.

 

Первый православный храм в Казахстане был возведен в 1847 году в Капале. Правда, названия Казахстан тогда не существовало: были обширные территории киргиз-кайсацкой степи, населенные ордами, на протяжении столетий кочевавшими там и часто враждовавшими между собой. К середине XIX столетия многие из них, ища мира и защиты, вступили под покровительство России. Был построен ряд укрепленных селений, появилась русская администрация. Стали возводиться храмы. В 1854 году в плодородной местности Семиречье, близ реки Или, была основана казачья крепость Верный – будущий город Алма-Аты. «Укрепление, верное помыслам нашего Государя Императора, верный оплот славного оружия русского в Заилийском крае» – так трактовали это название основатели. Путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, посетивший эти места в 1856-1857 годах, писал: «Для укрепления Верного было выбрано идеально прекрасное место. Хотя на этом предгорье не росло ни одного дерева, но долина, на него выходящая, была богата лесной растительностью, а обилие воды в ней давало возможность для искусственного орошения всей предгорной площади». Вновь построенную крепость, обнесенную валами, торжественно освятили в день святых мучениц Веры, Надежды и Любови.

Несколько лет спустя в Верном был воздвигнут храм в их честь. К тому времени его прихожанами уже были не только казаки, но и крестьяне, переселившиеся из России. Примечательно, что русские воспринимали название реки Или как напоминание о святом пророке Илии и почитали его покровителем этих мест. Впоследствии эта крепость не раз становилась прибежищем и защитой для местного населения против воинственных соседей. Вокруг нее строилось все больше русских селений и станиц, в них открывались храмы, сам же Верный всего за 5 лет стал городом с населением 5 тысяч жителей. Местных жителей к принятию Православия и русской культуры не принуждали, но многие сами тянулись к ним. Появилась местная интеллигенция, принимавшая русскую культуру. «Русская наука и культура – говорил казахский просветитель XIХ века Абай Кунанбаев – ключ к осмыслению мира, и приобретя его, можно было бы намного облегчить жизнь нашего народа».

Но не все было гладко. Англичане, соперничавшие с Россией за влияние на Востоке и стремившиеся сделать казахские степи своей колонией, стали поддерживать воинственные народы степи, снабжая их современным оружием. Началась война. Примечательную роль в ней сыграл один из священников, прибывших из России – отец Андрей Малов. Он лично участвовал в боях – но не как воин (что запрещено носителям священного сана), а как вдохновитель русских. Отважный пастырь ехал впереди отряда на белом коне, безоружный, подняв над головой крест, с дароносицей на груди. При штурме крепости Чимкент о. Андрей шел в трех шагах впереди цепи атакующих с крестом в руке, изумляя засевших в крепости узбеков и воодушевляя православных. Священник благословлял солдат, читал отходную над умирающими, перевязывал раненых и даже при необходимости подменял командира. Идя в наступление, о. Андрей возглашал: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся!» Когда же барабанщик забил сигнал к отступлению, самоотверженный батюшка вскричал: «Ошибка это, братцы! Ошибка барабанщика! Какой отбой? Ура теперь надо, ур-ра!» Воодушевленные войска ринулись вперед. Бог хранил смелого пастыря: известен случай, когда в него выстрелили в упор, но оружие дало осечку.

Война закончилась. В Туркестане, так именовались тогда присоединенные к России земли Средней Азии, в 1871 году была учреждена православная епархия с центром в г. Верный. Строились все новые храмы, а там, где их не было, действовали молитвенные дома или перемещались походные церкви.

Прп. Севастиан Крагандинский

Советское время стало для Казахстана периодом, когда на его землях просияло множество святых – новомучеников и исповедников. Сколько священников, архиереев, монашествующих и мирян пострадало в открывшихся здесь лагерях – ведомо лишь Богу. Храмы были закрыты, но кое-где действовали тайные общины верующих. Так, в Караганде осовободившийся из заключения священник, ныне прославленный как преподобный Севастиан Карагандинский, собрал вокруг себя верных. Большинство из них, как и батюшка, были ссыльными или бывшими заключенными КарЛага. Отцу Севастиану и его чадам удалось невозможное: открыть в Караганде храм. Сначала на службы собирались тайно, но потом удалось-таки получить у властей разрешение на открытие молитвенного дома. Условием было – не сметь ничего перестраивать, совершать службы в имевшемся низеньком домишке. Но православные сумели перехитрить безбожную администрацию: по ночам выкапывая землю, опустили уровень пола в домовой церкви, сделав ее хоть сколько-то просторнее.

Сегодня в Казахстане действует довольно много православных храмов. К примеру, в Алма-Ате и окрестностях их около 20. Кафедральный собор Алма-Аты – самобытное и очень красивое здание. Пятиглавый, с яркими куполами, отдаленно напоминающими главки Спаса-на-Крови, он является одним из самых больших деревянных храмов. Дерево было выбрано в качестве материала для главного храма города из соображений сейсмической безопасности: при землетрясениях деревянные постройки страдали меньше каменных. Строительство собора возглавил архитектор Зенков. Он применил самые современные для того времени технологии – и, забегая вперед, скажем, что это оправдало себя: собор почти не пострадал при землетрясении 1911 года, а затем пережил революционное лихолетье, закрытие, искажение своих изначальных форм, десятилетия «под спудом»... и наконец вновь обрел свой первоначальный облик и служение. При строительстве церковного здания многие технологии применялись впервые для этой местности. Железобетонные конструкции, приточно-вытяжные системы вентиляции, расчет сейсмической устойчивости здания, обработка древесины антисептиками – все это было неслыханным доселе новшеством. Для предотвращения разрушения здания при подземных толчках цоколь фундамента вместо кирпичного сделали бетонным, армированным. Деревянный брус стен складывали не «в лапу» (в стык), а «в обло» – с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись зажимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Так же укреплялись мощные рубленые колонны здания. Остов колокольни и барабаны куполов пронизывались надежными металлическими связями и укреплялись накладками из металла.

Православные храмы строятся в Казахстане и сегодня. 17 сентября состоялось великое освящение недавно возведенного Воскресенского кафедрального собора в г. Кокшетау. Его совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В дар храму была доставлена из России святыня — список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанный специально для него по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и освященный у чудотворного образа Богоматери в Тихвинском монастыре. Воскресенский собор возведен в традициях русской храмовой архитектуры середины XIX столетия. Просторный, пятиглавый, он стоит на берегу озера Копа. Строительство этого храма началось в 2015 году и завершилось осенью 2020 года подъемом на колокольню набора из 12 колоколов, который был отлит в русском городе Тутаев на колоколитейном заводе «Италмас» возглавляемом Николаем Шуваловым. Православный звон колоколов и сегодня летит над Казахстаном.

 

Алина Сергейчук