В этом году Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет. Активно идет благоукрашение храмов в Нижегородской митрополии. Украшается новой стенописью и главный собор Благовещенского монастыря – старейшего в городе. О том, как идут работы, мы побеседовали с руководителем проводящей их мастерской «Новое воскресение», Сергеем Григорьевичем Морозовым.
- Роспись Благовещенского собора – это большой труд.
- Да. С этой обителью мы сотрудничаем уже около 5 лет, расписали там несколько храмов. У нас добрые отношения с настоятелем, архимандритом Александром (Лукиным). Надеемся продолжать трудиться в этой обители и впредь: предстоит расписать еще несколько трапезных.
- Выполненные мастерской «Новое воскресение» росписи разных храмов Благовещенского монастыря различаются по цветовой гамме и настроению. На что вы ориентировались, создавая художественное решение?
- Выбирая цветовую гамму для росписи Благовещенского собора, мы хотели создать атмосферу XIII столетия, поэтому применили глубокие синие фона. А в других храмах этого монастыря мы использовали другие цветовые решения. Первым расписывали храм в честь основателя Нижнего Новгорода, благоверного князя Георгия Всеволодовича. И взяли там охристый колорит, создающий ассоциацию с Древней Русью. Расписывая Успенский храм, мы хотели достичь настроения покоя, тишины, и фоны росписи там нежные, светло золотистые с включением «Богородичного» голубого, лилового. А в храме Андрея Первозванного у нас присутствует и задает тон цвет спелой ржи... Это мысль о Родине, о родных просторах.
- Все ваши работы ориентированы на древнерусский стиль?
- Да, но оказывает влияние и греческая иконопись, к которой мы относимся с большим уважением. У нас свой почерк, мы не стремимся копировать Феофана Грека или Дионисия. Все же мы живем в XXI веке. И то, что мы родом из Палеха, тоже накладывает на работу свой отпечаток – тонкость проработки деталей: узоры на одеждах, кольчуги князей... У Дионисия этого не было! Древняя Русь – это не монолит: было ярославское, новгородское письмо и т.п. У каждого мы берем что-то свое.
- Рассматривая роспись собора, я вижу много необычных, интересных сюжетов. Как они задумывались?
- Отец Александр, настоятель монастыря, очень вдумчиво подходит к стенописи. Он часто дает задания написать то, чего нет нигде. Расписывая храмы обители, мы разработали иконографию нескольких новгородских Новомучеников: поднимали документы, отыскивали фотографии. Иногда приходится и традиционные сюжеты перерабатывать заново. Например, композицию Покрова на западной стене пришлось изобразить необычным образом из-за того, что на стене двери, окна в два этажа. Храмы в Благовещенском монастыре старинные, самобытные. Скажу по секрету, работать художникам бывает непросто из-за асиметрии, неровности стен. Необходимо подстраиваться. А часто композиция росписи меняется и дорабатывается по ходу работы: бывает, что отец Александр предлагает что-то добавить, заменить.
- Как отражена в стенописи история обители?
- Среди сюжетов, которые мы разрабатывали по этой теме – святитель Алексий, митрополит Московский дарит монастырю Корсунскую икону Пресвятой Богородицы по своем возвращении из Орды. Святитель ехал в Орду через Нижний Новгород – помните этот случай, когда хан вызвал московского митрополита и потребовал от него исцелить ослепшую ханшу Тайдулу? Если бы Господь не послал чуда, едва ли святой Алексий возвратился бы на Русь живым. Он это понимал и, конечно, горячо молился о помощи, просил молитв у православных. Так вот, направляясь в Орду, свт. Алексий посетил Благовещенскую обитель, находившуюся в разрушенном состоянии, и дал обет восстановить ее, если возвратится невредимым. По благополучном завершении опасного путешествия он подарил монастырю Корсунскую икону, отстроил его и впредь много помогал. Этот образ на протяжении столетий был главной святыней Благовещенского монастыря, но в советское время пропал, и теперь в обители находится его список, почитаемый верующими.
- Еще одна чтимая икона появилась в обители совсем недавно, но вы тоже изобразили ее в росписи стен.
- Это сюжет о том, как в 1992 году в обитель чудесным образом пришла икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Образ приплыл на льдине весной, во время ледохода, как бы знаменуя благословение Пречистой на открытие монастыря после десятилетий запустения. Это необычный случай: нам довелось разрабатывать иконографию совсем недавних событий. Сама икона находится в этом же Благовещенском соборе, как раз вблизи посвященной ей фрески. Расписывая храм, мы видели, как много людей приходит поклониться этой чтимой святыне.
- Очень интересная композиция «Лоно Авраамово»: чинно сидящие праотцы, а на коленях у Авраама – души людей, изображенные в виде спеленатых младенцев.
- Этот сюжет мы изобразили в алтаре. Он является частью композиции Страшного суда. Написали в алтаре и Этимассию – престол уготованный, напоминание о кончине мира. Храм раскрывает всю историю мироздания: от начала – сотворения мира, которое пишут в притворе, до завершения – Страшного суда и Этимассии как водворения Царствия Божия, конца времен. В алтаре нашлось место и ветхозаветным прообразам христианского Богослужения: мы изобразили пророка Моисея и первосвященника Аарона, предстоящих жертвеннику. И, возвращаясь к теме истории монастыря и города, написали образ Пресвятой Богородицы на троне, Которой молитвенно предстоят основатели обители: благоверный князь Георгий Владимирский и святитель Симон Владимирский, а также святитель Алексий Московский и благоверный князь Александр Невский.
Беседовала Наталия Зубкова