Артель «Радость» существует как творческая группа изографов-стенописцев более тридцати лет, причем каждые один-два года ее силами осуществляется новая значимая роспись православного храма в России или за ее пределами. За это время стенописцы накопили уникальный опыт работы как в древней известковой технологии, именуемой «фреска», так и в обращении с новейшими современными материалами отечественного и импортного производства. Это касается прежде всего т. н. cиликатной технологии, самой экологически оправданной для устройства в храме штукатурного и шпаклевочного слоев под живопись, а также росписи собственно силикатными красками, в основном немецкого производства (фирмы Keim и Alligator).
Начиная с установки строительных лесов и подготовки поверхности стен под роспись, артель ведет свою работу по многократно выверенной технологической схеме. Это позволяет существенно сократить не только трудозатраты, но и сроки исполнения. Более того, правильно и безопасно поставленные рабочие леса и настилы – залог успешной работы художников, а значит, и исполнения росписи.
Опыт в композиционном решении сложных крестовокупольных пространств и пространств, напоминающих древние базилики, артель «Радость» получила благодаря многолетней творческой практике в самых разных уголках Земного шара. Образцы стенописных работ артели можно увидеть не только в России (храм вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе и храм Спаса Преображения на Старом Арбате в Москве, храм Илии пророка в г. Россошь, кафедральный собор свв. Афанасия и Феодосия Череповецких в г. Череповец и многие другие). Весьма необычно выглядит география артельных работ за пределами Российского государства. Это роспись православного храма в королевстве Марокко (г. Рабат), православного храма в республике КНДР (г. Пхеньян). С особой теплотой вспоминают изографы работу в Киргизии, в г. Кант. Благоукрашать на территории ОДКБ «Кант» полковой храм во имя вмч Георгия Победоносца, во славу русского оружия и в окружении летчиков-героев России – это дорогого стоит!
И каждый раз к задачам предстоящей росписи артель подходила творчески. Масштаб фигур, колорит письма, особенности композиционного построения разработчики росписи искали индивидуально, применительно к своеобразию архитектуры и тематическому замыслу.
Поэтому, приступив полтора года назад к росписи храма прп. Серафима Саровского в пос. Селятино, художественный совет артели принял решение: постараться художественными средствами выразить любовь и духовную благодарность к великому Саровскому пустыннику. Фон росписи решено было делать «аки золото» – светящейся охрой. Ведь краски имеют некую таинственную способность тускнеть или светиться в окружении других цветных тонов. Чтобы подчеркнуть свечение фона, фигурную живопись решено было подать контражуром, углубив ее тональное решение (так смотрится оконная рама в солнечный день). Подобная задумка была принята в воспоминание о беседе прп. Серафима с Мотовиловым: хотелось средствами живописи передать момент озарения преподобного.
Перечислять в короткой статье сюжеты и персоналии, написанные на стенах и сводах храма, нет смысла – их сотни. В планах настоятеля, о. Александра, издать по итогам росписи книгу и в ней все подробно изложить и перечислить. Единственное, что хотелось бы отметить особенно – это шестиметровый образ Пресвятой Богородицы в центральной алтарной конхе. Образ, вокруг которого многоликое небесное воинство, изображенное изографами артели «Радость» на стенах храма, молитвенно предстоит перед Христом-Пантократором за прихожан и в их лице за всю нашу огромную и прекрасную Россию.
Руководитель артели «Радость»
Борис Алексеевич Алексеев