История изобретения фарфора в Европе и России сродни шпионскому роману. Секретом изготовления из глины белоснежного, полупрозрачного, звонкого материала с незапамятных времен владели в Китае. Но в Поднебесной действовал строгий, под страхом смертной казни, запрет на разглашение тайны фарфорового производства. И китайские мастера строго берегли его.
В Европе попытки открыть рецептуру фарфора велись со времен Марко Поло. Путешественник описал китайское диво, наименовав его порцелланом. С тех пор правители не скупились, обещая вознаграждение тому, кто сумеет создать нечто подобное. Первые эксперименты увенчались в 1470 году созданием сосуда из некоего мутноватого стекла, по оценкам современников «лишенного благородства». Более двух столетий изыскания не приносили успеха – привезенный же из Поднебесной фарфор ценился столь высоко, что знатные дамы почитали за счастье носить на золотых цепочках черепки разбитых ваз. Дело сдвинулось с мертвой точки в начале XVIII века, когда за него взялся... алхимик. Помощник аптекаря Иоганн Фридрих Беттгер привлек к себе внимание властей тем, что сумел «превратить в золото» (а попросту – позолотить) серебряные монеты. Умельца едва не подвергли наказанию, но затем решили использовать его талант в благих целях. Беттгера взял под свое крыло известный естествоиспытатель граф Эренфрид Чирнгауз. И тот оправдал ожидания. Уже в 1705 году был изобретен так называемый красный фарфор – по прочности, плотности, звонкости приближающийся к белому, но имеющий цвет красной глины. Покрытые глазурями, изделия из него выглядели почти как созданные из белого фарфора. Исследования продолжались. 15 января 1708 года, совершилось событие, которого ожидали веками. В результате двенадцатичасового обжига были получены полупрозрачные белоснежные пластины – «фарфоровый бисквит». Так родился европейский фарфор.
Естественно, европейцы, следуя примеру жителей Поднебесной, тут же засекретили изобретение. И в России история повторилась – уже во второй половине XVIII века. Технологию производства фарфора тщетно пытались раскрыть в правление Петра I, но сделать это удалось лишь при «Дщери Петровой», императрице Елизавете. Честь открытия принадлежит гениальному ученому, соученику М.В. Ломоносова Дмитрию Ивановичу Виноградову. Получив блестящее образование при Императорской Академии наук, а затем в Германии, он стал выдающимся мастером горного дела. Но императрица Елизавета Петровна направила его на Порцелиновую мануфактуру для выполнения секретного задания – создания в России фарфорового производства. Мануфактура эта была открыта в 1744 году, однако выпускать собственно порцелин – фарфор – пока не могла, ввиду отсутствия его рецептуры. С 1747 года Дмитрий Иванович начал многочисленные опыты. Исследовал глины разных месторождений. Сам конструировал печи. Комбинировал ингридиенты. Проводил обжиги. И наконец, открытие было совершено! Тот же Виноградов разработал формулы красок и глазури для росписи. Россия получила свой фарфор!
Посуда и предметы декора из фарфора стали украшением лучших домов, начиная с царских дворцов. В храмах стали появляться фарфоровые иконостасы – они всегда были диковинкой, редкой и необычной деталью церковного убранства. К 1917 году в Российской империи действовало несколько десятков фарфоровых заводов, первое место среди которых занимал Императорский. В советское время в стране работало около ста фарфорово-фаянсовых производств. В 1990-е годы они, как и вся отечественная промышленность, серьезно пострадали, многие были закрыты.
Сегодня отечественная фарфорово-фаянсовая отрасль работает в условиях жесткой конкуренции с поставщиками серийной продукции из все того же Китая. В условиях роботизации производства существует серьезный риск утерять искусство создания из фарфора произведений высокого художественного уровня, забыть традицию ручного труда. К счастью, и сегодня есть предприятия, где сохраняется вдумчивый, трепетный, художественный подход к созданию изделий из фарфора.
Одно из таких предприятий – фабрика «Скудельник», работающая в Санкт-Петербурге, при Александро-Невской Лавре. Производству уже около 30 лет. Его основатель – технолог по производству фарфора Надежда Бармина. Работу начинали буквально с нуля: создавали декоративные вазы и керамику. Затем обратились к церковной тематике. Фарфоровые и фаянсовые киоты, иконы, лампады, сосуды для святой воды, подсвечники, пасхальные яйца, шкатулки, декоративные статуэтки полюбились верующим. ООО «Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник» ставит своей задачей сохранение и развитие фарфорового искусства. На предприятии применяют все техники работы с керамикой: здесь создается и фарфор, и фаянс, и майолика. Выпускается строительная и архитектурная керамика: атмосфероустойчивая фарфоровая черепица, надвратные иконы, декоративные гербы, изразцы, фасонный кирпич, подоконники и каминные решетки.
Большие масштабы производства обеспечиваются благодаря использованию современного оборудования. В то же время, при создании каждой вещи применяется ручной труд, и это дарит изделиям душу, жизнь. Полный цикл производства изделий из фарфора включает в себя изготовление массы, моделирование, ручное литье, покрытие глазурью, обжиг в печах, ручную роспись красками и золотом. Сотрудники предприятия – технологи, художники, глазуровщики, литейщики высшей квалификации. Они умело применяют и старинные, и новые технологии. Для серийных изделий создаются образцы-прототипы, не уступающие по уровню исполнения произведениям минувших столетий. К примеру, художественная роспись выполняется в технике подглазурной и надглазурной живописи с использованием солей драгоценных металлов, в том числе золота, и последующим обжигом, который совершается в несколько приемов.
Искусство мастеров предприятия «Скудельник» служит возрождению храмов. В частности, они воссоздали черепичное покрытие шатровой кровли храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на проспекте Обуховской обороны в Санкт-Петербурге. Когда-то это была самая большая и, вероятно, самая богатая часовня в России. Еще одна знаковая работа – создание белоснежных, идеально гладких изразцов для реставрации интерьеров Фермерского дворца императора Александра II в Петергофе.
Центр возрождения традиционных ремесел «Скудельник» делает немалый вклад в будущее России. Здесь проводят трудовую адаптацию людей с ограниченными возможностями. Работа с первозданной глиной и приобщение к искусству действует целительно и, к тому же, дает особенным людям возможность заработать!
Продукцию предприятия «Скудельник» можно увидеть в храмах, церковных лавках и домах по всей России. Кстати, условия, предоставляемые предприятием церковным лавкам, самые выгодные! В преддверии Рождества, а затем и Пасхи, стоит обратить особое внимание на широкий праздничный ассортимент, каждое изделие из которого станет прекрасным подарком!
Наталия Зубкова