Мастерская Мамоновых в 2021 году выполнила целый ряд значимых работ. О них мы поговорили с руководителем Глебом Мамоновым.
- Одна из Ваших недавних работ – создание иконостаса в храме села Хопылево Рыбинского района Ярославской области, в Ушаков-Центре. Что это за место?
- В Хопылево родились два великих русских святых из рода Ушаковых: преподобный Феодор Санаксарский и праведный адмирал Феодор Ушаков. Сейчас это место активно восстанавливается. Там планируется создать большой просветительский комплекс. На территории находится два храма. В одном из них мы воссоздали иконы и центральный иконостас, в котором более 50 икон. Мы написали их в стиле Ярославской школы XIX века. Это была интересная работа. Дело в том, что от этого периода практически не сохранилось икон, в музеях их почти нет. Иконопись Ярославской школы XIX столетия отличается от того, как расписывали храмы и писали иконы в других регионах в это же время. Повсеместно процветала академическая живопись, а в Ярославле начался возврат к истокам с ориентацией на XVII век. Мы искали образцы в частных коллекциях, общались с искусствоведами, находили аналоги, собирали информацию буквально по крупицам. Старались достичь максимальной достоверности.
- Завершается роспись Вознесенского храма г. Электросталь Московской области.
- Мы расписываем этот храм уже около двух лет. Он очень просторный, высота до купола составляет 47 метров. Архитектура храма византийская, поэтому в его росписи мы ориентировались на палеологовский ренессанс. Стенопись делаем на золотых фонах. В ней отражены сюжеты Ветхого и Нового Заветов. На западной стене в нефах расположены редкие композиции по Евангельским притчам. Одна из них – «Просите, и дано будет вам», о постоянстве в молитве. Господь сказал: «Если сын попросит у отца хлеба, то он не даст ему камень, если попросит яйцо – не получит в ответ змею». Мы написали Спасителя с учениками, внимающий Господу народ, а перед ними на земле – символы сказанного: яйцо, хлеб, змею и камень. Такие сюжеты запоминаются людьми, они поучительные, привлекают к себе внимание. В композицию росписи этого храма войдет и сюжет «Предста Царица». Это фактически деисис: Христу предстоят в молитве Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Необычно то, что Богоматерь изображена в царском одеянии. Этот сюжет напоминает о том, что Царица Небесная молится о нас, ходатайствует о России. Но он символизирует и Страшный Суд, на котором Пречистая и Иоанн Предтеча будут просить о нашем помиловании.
- Византийский стиль – излюбленный для вашей мастерской?
- В основном мы работаем в стилистиках периода от XII до XVII веков. Благодаря нашей любви к Византии нас пригласили расписывать храм святых Бориса и Глеба в Отмичах. Мы работаем там уже не первый год. Это подворье Николо-Малицкого монастыря в Твери. Николо-Малицкий монастырь очень самобытен: он живет по афонскому уставу. Церковное пение, архитектура храмов, распорядок жизни братии – все ориентировано на Афон. Оказавшись там, словно попадаешь на Святую гору. Даже время там свое, не такое, как в миру. На службы и трапезы братию созывают удары в било. Правда, женщин на территорию пускают, но на ночлег в обители не оставляют – из-за этого у нас возникла проблема с привлечением к работе женской половины нашего коллектива. Подворье активно развивается: строятся корпуса, возведена высокая колокольня. Предстоит закладка главного собора – так что по сути, это будет большой монастырь.
- Какой же будет стенопись в храме этого монастыря?
- В афонском стиле и глубоко монашеская по духу. Братия, которые общаются с нами, уделяют этому большое внимание, очень тщательно подходят к выбору сюжетов и художественных решений. Фоны стенописи – глубокие, темные. Центральная часть храма посвящена событиям Нового Завета. Ниже расположены изображения святых, большинство из которых – преподобные византийского периода.
- Какие еще работы мастерская Мамоновых производила в минувшем году? Занимаетесь ли вы реставрацией старинной стенописи?
- Да. Мы осуществляли противоаварийные работы и восстановление стенописи в тверском храме Троицы за Волгой. Закончили реставрацию живописи в надвратном храме Борисоглебского монастыря г. Торжок. Реставрировали росписи и в древнем Никольском храме Зарайского кремля, где раньше пребывала икона святителя Николы Зарайского. А по росписям мы также работаем в храме Петра и Павла в г. Шелохов Иркутской области. Это достаточно большой, мощный храм. Он интересен тем, что его архитектура предполагает сейсмическую устойчивость.
Беседовала Наталия Зубкова