Над Волгой станет разливаться колокольный звон

Калязинская колокольня

Колокольню, которая поднимается из волжских вод в г. Калязин Тверской области можно назвать одним из символов России ХХ века. Символ этот и печален, и строг, и по-своему романтичен. В нем все: память веков, неубиваемая вера, искусство русских зодчих и стойкость народа, вера в Промысл Божий и скорбь об ошибках и катастрофах минувших эпох... Волгострой был противоречив. Страна нуждалась в электричестве, но предлагались и проекты, которые при чуть меньшей эффективности могли дать его без затопления множества городов и сел. Не все знают, что система плотин погубила уникальную популяцию волжского осетра. Рыба шла на нерест и разбивалась о непреодолимые каменные преграды. Ушли под воду щедрые заливные луга, леса... Птицы прилетали на свои гнездовья и, находя лишь торчащие из воды верхушки мертвых деревьев, пытались обосноваться на них. 

Калязин, Весьегонск, Молога и сотни сел, имен которых почти никто не помнит, ушли под воду – полностью или частично. Вместе с ними – и храмы, и монастыри, среди которых была знаменитая Леушинская обитель, основанная праведным Иоанном Кронштадтским. Памятником им стала колокольня разобранного перед затоплением Никольского собора г. Калязин. Ее оставили в качестве маяка. Стройная башня, словно вырастающая из речных вод, стала достопримечательностью. Сегодня она есть во всех путеводителях по Волге, к ней возят туристов. Верующие с печалью взирают на остаток разрушенного храмового комплекса. В летнее время под колокольней совершаются молебны. Близ нее завершается Верхневолжский крестный ход.

 

Русская Атлантида

 

Под толщей вод сокрылись города…

Век новый, обезумев от всесилья,

Векам былым замолкнуть навсегда

Раз повелел. Расправив гордо крылья

Стальных машин, вдруг человек поверил,

Что он премудрость бытия измерил.

 

И адова работа началась.

И рушились дома и колокольни.

Казалось, жизни нить оборвалась

(Машинам не понять, как сердцу больно).

 

Вот колокол, обрушив перекрытья,

Летит к земле… Все ниже… Стон умолк…

Быстрее развиваются событья:

Работников невольных целый полк

И день, и ночь – бурят, ломают, строят

Под бдительным прицелом Волгостроя.

 

Минуло лето, осень, вновь весна –

И хлынула плененная волна,

И изумленный грач, вернувшись с юга,

Уже родных краев не узнает,

На дереве затопленном с подругой

Своей, гнездо, природе верен, вьет.

А вербы ветви, словно руки, тянут,

Но из воды не выбраться им – вянут.

 

И колокольня из пучин встает –

Святой Руси затопленный оплот.

И говорят, ночами под водою

К беде иль к счастью – редкою порою –

Вновь колокол затопленный поет.

Набатом грозным он народ сзывает,

Но обыватель в страхе замирает:

От чуда доброй вести он не ждет.

(Алина Сергейчук)

 

 

Г. Калязин и Никольский собор с колокольней до затопления

К счастью, Калязинская колокольня реставрируется, укрепляется. В 2021 году были восстановлены шпиль и крест, отреставрированы фасады, кованые решётки и окна, смонтирована подсветка фасадов.  Еще в 2016 г. появился колокольный набор. В минувшем году эти колокола получили возможность звонить: в августе предприятием «ВоенМех-Бюро» была оборудована автоматическая система колокольного звона и часы с боем – куранты. Мы побеседовали с руководителем предприятия Андреем Юрьевичем Новиковым.

 

- Что представляет собой система звона, которую вы оборудовали на колокольне?

- Колокола развешены на предпоследнем ярусе, выше них находятся часы. Мы сделали всю автоматику, восстановили часы, а колокола подключили и к ним – получились куранты, и к электронной системе звона. В эту систему заложены различные канонические звоны: трезвоны, благовест, и мы зафиксировали время, когда какой звон будет совершаться. При необходимости этот график можно будет откорректировать. Куранты бьют в течение всего дня в положенное время. Колокольный звон будет совершаться по церковным праздникам. Когда на берегу будут совершаться богослужения, над Волгой станет разливаться колокольный звон. Наша система позволяет задать любую периодичность звонов.

 

- Часы на колокольне были исторически?

- Да. До наших дней сохранились остовы циферблатов, мы их сняли, восстановили исторический каркас, а сами часы заменили. В Комитете по охране памятников нам дали эскиз, чертежи, и мы по ним восстановили рисунок циферблатов. Сделали 4 циферблата на 4 стороны. У часов очень интересный дизайн. Представьте себе: римские цифры – и все единицы на них разные! От нас требовалось их вырезать на лазерном станке и правильно разместить, ничего не перепутать. Циферблат имеет шоколадный цвет, а цифры – желто-золотистые, окрашенные под золото. Когда мы смонтировали куранты на колокольне над речной гладью, и на них упали лучи солнца, то все поразились, как это красиво!

 

- Наверное, трудно было вести работы на крошечном островке, отсыпанном вокруг колокольни?

- Со стороны он действительно смотрится крошечным, но для нашей работы этого было достаточно. Сложность была скорее в том, что параллельно с нами там работали маляры, штукатуры – шла реставрация здания. Обычно мы заходим на объект последними, а тут в связи со сжатыми сроками пришлось работать одновременно с другими специалистами.

 

- Как можно оборудовать электронную систему звона на середине реки? Там есть электричество?

- Когда мы работали, электричество было временное – подавалось от дизельного генератора, а сейчас оно уже постоянное: по дну с берега проложили кабель.

 

- В каком состоянии находится колокольня?

Установка оборудования на колокольне в Боровске

- Колокольня крепкая, кирпич сухой – благо, она стоит на островке, а не в воде.

 

- На каких еще объектах вы работали в минувшем году?

- Работа идет. Устанавливали электронные системы звона, делали куранты. Отремонтировали куранты в двух монастырях: в Боровске и Галиче. Срок службы часовых механизмов истек. Мы поставили свои усиленные механизмы, которые не требуют технического обслуживания, и надеемся, что они прослужат дольше предшественников.

 

Наталия Зубкова

ВоенМех-бюро 8 (911) 004-08-10 voenmech-buro.ru