Казанский собор Казани – главная святыня города и одна из наиболее значимых святынь России. Нелегко представить, что еще совсем недавно ее просто не было: в 1932 году уникальный памятник истории, веры, архитектуры был стерт с лица земли. Сегодня храм на месте обретения Казанской иконы Божией Матери привлекает к себе и жителей города, и паломников, и туристов. Фонд «Возрождение» во главе с исполнительным директором Татьяной Петровной Ларионовой, курировавший воссоздание святыни, доверил разработку проекта убранства верхнего и нижнего храмов собора, а также наиболее ответственные работы по воссозданию его интерьеров Художественно-производственному предприятию Лаврентьевых «Домострой».
Вы входите в храм и замираете. Сдержанность и великолепие. «Парящие» в своде купола архангелы, обрамленные сияющим диском позолоченной лепнины, встречают входящего под церковные своды. Тончайшее письмо икон. Главная святыня собора – Казанская икона Божией Матери, которая по воссоздании храма заняла свое место в правом приделе. Чтимый список, написанный в XVIII столетии, имеет непростую судьбу. Он был вывезен из России и много лет хранился в Ватикане. Папа Римский передал святыню Патриарху Алексию II, и в 2005 году Святейший привез ее в Казань. Неподалеку в особом киоте находится историческая реликвия – серебряный оклад, до 1904 года украшавший первоявленную Казанскую икону.
Светлый, высокий и просторный, собор воссоздан в аутентичной архитектуре. Изначально он был возведен в 1808 г. и стал самым большим храмом России: высота – 44 метра, площадь – 49х43 м. Московский храм Христа Спасителя, превзошедший казанскую святыню, построили позднее. Верхняя церковь собора – яркий памятник классицизма. Нижний храм обустроили сто лет спустя, волей великой княгини Елисаветы Феодоровны, будущей новомученицы. Он решен в стилистике модерна.
Для того чтобы возродить столь значимый памятник, потребовались усилия лучших строителей и благоукрасителей. По словам главного архитектора проекта Вячеслава Нилова, храм отстроили в изначальной архитектуре и размерах – с точностью до сантиметра. Митрополитом Казанским и Татарстанский Феофаном было создано целое научное сообщество из специалистов, которые кропотливо воссоздавали облик исторического храма.
ХППЛ «Домострой» принадлежит честь разработки проекта интерьера верхнего и нижнего храмов, а также исполнение наиболее значимых элементов церковного убранства. Стенопись площадью 2500 квадратных метров, украшенный позолотой лепной декор на всех ярусах церковного здания площадью 3500 квадратных метров, облик и расположение утвари – каждая деталь скрупулезно продумывалась и встраивалась в общую гармонию. Киоты, гробница для плащаницы, даже комплект мебели свечной лавки – все элементы убранства храма составляют единое стилистическое целое. Специалисты изучали фотографии и материалы, сохранившиеся в архивах, сопоставляли их с интерьерами храмов того же масштаба и стилистики, возведенных в одну эпоху с собором. В частности, существенную роль сыграла информация о том, что архитектор И.Е. Старов, построивший собор, является и автором проекта еще примерно 40 храмов, в том числе – собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Зодчий использовал на обоих объектах схожие наработки, что помогло с большей аутентичностью реконструировать интерьер.
Разработке проекта, которую осуществляло ХППЛ «Домострой», был полностью посвящен 2018 год и половина 2019-го. Это была фундаментальная работа, которая затем нашла свое воплощение в материале. Методическое руководство разработкой и последующим исполнением проекта осуществлял один из ведущих искусствоведов нашего времени Андрей Леонидович Баталов, заместитель по науке директора музеев Московского Кремля. Решения согласовывала компетентная комиссия во главе с председателем экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиереем Леонидом Калининым. По завершении проектирования специалисты «Домострой» взялись за воплощение принятых решений в жизнь. К части работ были привлечены другие предприятия.
ХППЛ «Домострой» – мощное производство, где создаются интерьеры как для знаковых храмов, возведение которых становится вехой в истории России, так и для скромных простых церквей. Впрочем, можно ли назвать дом Божий – место, где совершается Божественная Литургия, скромным и простым? Каждый храм это великая святыня, и мастера ХППЛ «Домострой» хорошо понимают это. Для верхней церкви Казанского собора Казани на предприятии был выполнен ансамбль напольных киотов, начиная с Горнего места и заканчивая 22 киотами в основной части храма. Также ХПП Лаврентьевых создало и смонтировало всю деревянную утварь в соборе – а только в алтарной части находится несколько десятков высокохудожественных предметов церковного обихода. Многие из этих работ представляют собой подлинные произведения искусства. Классицизму свойственно воспроизводить в дереве другие материалы, в частности, ткань. Пышные, струящиеся складки золотой парчи, вырезанные из древесины, обрамляют киоты икон. А венчают эти киоты навершия: крест, увитый листьями диковинного растения, утверждается на медальоне с иконой, который в свою очередь обрамлен листьями аканта. И здесь золоченое дерево уже смотрится совсем иначе, нежели на вырезанной из него «портьере». Чтобы создать такое, надо сравняться искусством с мастерами XVIII столетия!
Специалисты ХППЛ «Домострой» создали 28 выразительных мозаичных икон, которые украсили фасады собора. Еще один значимый элемент, без которого воссоздание интерьера Казанского собора было бы невозможным, – уникальный пышный лепной декор. Мастера предприятия создали, смонтировали, позолотили его, подарив храму величие и благородство русского классицизма, которому присущ данный вид убранства.
Художники предприятия написали иконы в киоты и в центральную часть иконостаса. Эти полотна гармонируют с архитектурой собора, и в то же время, несут молитвенный дух, что не всегда удается воплотить художникам, работающим в живописном стиле. Иконы эти написаны на сюжеты, которые украшали алтарную преграду до разрушения. Сам же иконостас отличается от своего предшественника. Он создан из мрамора, в то время как прежний иконостас был деревянным. Решение это глубоко продуманно: дело в том, что архитектор И.Е. Старов, строивший собор, изначально предполагал украсить его именно каменной алтарной преградой и даже спроектировал ее, но в то время в Российской империи каменные иконостасы было принято устанавливать только в столичных соборах. Узнав об этом, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял решение украсить Казанский собор каменным иконостасом, как и было задумано императорским зодчим. Владыка Феофан почил в 2020 году, а освящение собора состоялось уже при его преемнике, митрополите Кирилле, в день Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2021 года. Его совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все участники создания храма вписали свои имена в летопись церковного возрождения России, в историю восстановления одной из главных святынь нашей Родины!
Алина Сергейчук
P.S.: ХПП Лаврентьевых «Домострой»
Художественно-производственное предприятие Лаврентьевых (далее – ХППЛ «Домострой») работает с начала 1990-х годов и занимается благоукрашением храмов. В 1997 году оно получило благословение на труды Святейшего Патриарха Алексия II.
Специализация ХППЛ «Домострой» – создание уникальных изделий из дерева, камня, мозаики, металла. Предприятие имеет собственные производства в Москве и Муроме, где трудится профессиональная команда проектировщиков, архитекторов, художников. Мастера создают иконостасы, киоты, церковную утварь, выполняют мозаики. Работа ведется как вручную, так и на современном высокотехнологичном оборудовании. Создаются комплексные проекты храмового убранства. ХППЛ «Домострой» занимается реставрацией памятников истории и культуры.
На счету предприятия такие знаковые объекты как Храм Воскресения Христова в парке «Патриот» (Главный воинский храм России), Валаамский монастырь, храм Новомучеников в Сретенском монастыре, Кафедральный собор Пресвятой Троицы в Париже, а также другие многочисленные соборы, скиты и подворья монастырей.
Управляют компанией Алексей Николаевич Лаврентьев и два его сына, Александр и Илья.
Благодаря опыту, профессионализму и ответственному подходу к любому делу ХППЛ «Домострой» достигло значительных успехов и заняло достойные позиции в соответствующем сегменте рынка.