Какой храм сегодня нужен с учетом будущности: размышления архитектора

Храм "Неос Космос" в Афинах, Греция

Тема поиска современного облика православного храма, основанного на традиции и современности, регулярно звучит на собраниях архитектурного сообщества. Подчеркивается, что именно сейчас нам особенно нужны новые взгляды, новые идеи, новые проекты. Создавая современные проектные решения, важно находить баланс между старым и новым, традицией и современностью, используя исторический опыт, с учетом будущности.

 

Однако если посмотреть, по каким проектам сегодня строятся московские храмы, можно увидеть, что ни о каком современном облике православного храма говорить не приходится. Это, как правило, бесконечное повторение одних и тех же мотивов, взятых из арсенала прошлых эпох, огромные макеты исторических аналогов.

Как выйти из сложившегося повторения исторического опыта? Подумаем о том, каковы сейчас общие тенденции развития культуры, искусства, в том числе церковного искусства и архитектуры.

Храм свт. Николая Чудотворца, Сан-Диего

Известный философ, композитор Владимир Мартынов считает, что мы живем в эпоху умирания некоторых видов культуры, в том числе классической музыки. А если вспомнить известную фразу, что архитектура – это застывшая музыка, то напрашивается вывод об умирании архитектуры в ее классическом виде, что мы реально наблюдаем в окружающем нас пространстве, в том числе в скромных попытках возродить искусство храмоздательства. В своей книге «Казус Vita Nova» Мартынов пишет: «Я утверждаю, что на смену нашему современному искусству должно прийти нечто большее, чем просто новое искусство, ‒ должно прийти новое сакральное пространство. Понятие сакрального пространства включает в себя и позитивность, и классичность, и народность, но оно подразумевает и нечто другое ‒ оно подразумевает совершенно новые взаимоотношения человека с реальностью….».

Каково должно быть это созидаемое храмовой архитектурой сакральное пространство – вот вопрос, над которым следует задуматься храмоздателям. Думается, что сакральное пространство может получиться не путем использования архитектурных элементов, взятых из прошлого, что обеспечивает лишь внешнюю узнаваемость православного храма. Оно ‒ в современном по формам и материалам здании храма, сохранившем основные символические смыслы постройки.

Вторая тема, которую хочется затронуть – будущность построенных храмов. Кому они будут служить через 30‒50 лет?

Проект строящегося храма мчч. Анатолия и Протолеона в Марьине

Как говорил почивший в минувшем году председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви протоиерей Дмитрий Смирнов: «Низкая рождаемость в семьях представителей славянских народов Российской Федерации и высокая рождаемость в семьях кавказцев неизбежно приведут к тому, что русские в России закончатся уже в 2050 году. А их место займут носители исламской культуры».

Выступая в Госдуме на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее», председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин сказал, что через полтора десятка лет треть населения России будут составлять мусульмане.

Наглядный пример этнического аспекта демографического кризиса: в настоящее время треть всех рождений в Москве приходится на мигрантов, что приведёт к изменению этно-конфессиональной структуры населения Москвы в ближайшем будущем.

Решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми. Со всей серьезностью осознавая сложившуюся ситуацию, надо думать о том, какие храмы мы должны сегодня строить, чтобы просветить Христовой верой хотя бы то «малое стадо», которое в состоянии это сегодня воспринять. Думается, что пришло время понять, что сейчас нужны не великолепие и величина храма, а их массовость и доступность для любого места проживания потенциально православных людей России. Такая задача уже была поставлена Освященным Собором 2011 года: «Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, при наличии православных жителей, было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения» (Пункт 19 Определения о внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви).

Автором предложен проект малобюджетного храма, который в целях максимального сокращения затрат на строительство предусматривает совмещение в одном здании необходимого минимума вспомогательных помещений для внешкольных занятий детей. Это практически домовый храм при детском центре духовно-нравственного воспитания. Такой храм может функционировать и как приходской, вмещая свыше 100 человек при использовании рекреаций вокруг центрального помещения собственно храма с размерами всего 6х6 м.

При отсутствии резерва времени и источников финансирования нужны проекты быстровозводимых и низкобюджетных храмов для массового строительства в малых населенных пунктах ‒ вот конкретная задача для современных храмоздателей. Сегодня нужно не мечтать о возрождении храмовой архитектуры, а делать дело, направленное на проповедь Православия. Уроки Византии наталкивают на серьезные размышления…

 

Архитектор Михаил Кеслер