Я подхожу к знаменитому Ростокинскому акведуку, построенному в XVIII столетии. На горе – прекрасный белый храм с золотыми куполами. Он посвящен святым Кириллу и Мефодию. Совсем недавно храма не было. Его малое освящение состоялось в конце 2021 года. Иконостас храма создан Свято-Троицким братством г. Щигры. В нем отразился многолетний художественный опыт Братства и его технические наработки. Каждый элемент декора этой алтарной преграды разработан индивидуально, вдумчиво и молитвенно, а потому зримо являет глубокое символическое значение и встраивается в общую художественную гармонию.
…Раздается звон ко всенощной. По завершении службы мы побеседовали с настоятелем храма иереем Романом Колесниковым.
- Примечательно, что храм посвящен равноапостольным Кириллу и Мефодию – святым, которые послужили единению славян в Православной вере.
- В этом видно действие Промысла Божия. Наш приход много трудится для просвещения соотечественников – не только верой, но и культурой. И то, что храм посвящен великим равноапостольным братьям для меня очень близко. Более того. Строительство храма было осуществлено благодаря владыке Зиновию, митрополиту Саранскому и Мордовскому. Священноначалие благословило его взять на себя это нелегкое дело. А владыка начинал свое архиерейское служение в Калмыкии, где бывали святые Кирилл и Мефодий. И в Саранске, где владыка служит сейчас, он построил и благоукрасил храм в честь этих святых. Но решение посвятить им наш храм идет еще от первых активистов, жителей нашего района, которые подняли вопрос о строительстве храма и хотели, чтобы он был освящен именно в честь равноапостольных братьев. В то время в Москве еще не было храмов святых Кирилла и Мефодия. Думаю, Сам Господь вложил людям эту мысль. Я много раз бывал в Сербии и Болгарии и могу засвидетельствовать: на улице вы не поймете речь этих народов, а зайдя в храм, словно окажетесь в родной стране – богослужение такое же. Церковнославянский язык нас объединяет. Это заслуга святых братьев.
- Вы упомянули о просветительском направлении прихода. В чем оно выражается?
- В наши дни чтение книг становится непопулярно, в интернете господствуют видеоролики, а если уж тексты – то совсем коротенькие. Из-за этого многие уже разучились формулировать мысли; когда кто-то пишет неграмотно, на это даже не обращают внимания. Поэтому храм становится особенно важным местом просвещения. Если говорить конкретно о нашем приходе, то у нас действуют воскресные школы для детей и взрослых. Проводятся беседы с людьми, которые отпали от Православия, например, в секты, а затем возвращаются в Церковь. Я являюсь помощником викария по этому направлению. Также мы совершаем молебны об избавлении от алкогольной и наркотической зависимостей и проводим беседы с зависимыми и их родственниками. Издаем газету, регулярно совершаем с прихожанами паломнические поездки.
- Отец Роман, расскажите, как шло строительство храма. Кажется, процесс этот был долгим и непростым...
- Наш приход был зарегистрирован еще в 2005 году. Тогда это была группа активистов, которые мечтали о возведении в Ростокино храма. Когда-то эти земли принадлежали Троице-Сергиевой Лавре, и в Ростокино была старинная деревянная церковь Воскресения Христова. Она пережила многие невзгоды, даже Смуту, а вот в советское время не устояла. И, к сожалению, начали ее разрушение не большевики. Сами местные жители в 1920-е годы решили, что рядом есть другие храмы и свою церковь переделали в часовню – разобрали алтарь, чтобы не содержать клир. Уже позднее коммунисты сравняли эту часовню с землей. Конечно, у православных ростокинцев было желание загладить вину своих предшественников. Сначала была построена маленькая деревянная церковка в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Затем много лет шло строительство большого храма. Процесс этот был очень непростым: денег не хватало, стройка останавливалась…
- К тому же, как и многим приходам, возводившим храмы по «Программе-200», православным ростокинцам пришлось столкнуться с организованным противостоянием храмоборцев.
- Да, когда решался вопрос о строительстве храма и проводились общественные слушания, нам пришлось встретиться с ними. Как видите, наш храм стоит на любимой народом горе, зимой тут настоящее гулянье, катание на санках. Так жителям говорили: «Подпишитесь против храма, иначе попы полностью заберут нашу горку и сами будут с нее кататься!» Народ у нас простой, его легко обмануть. А потом люди стали к нам приходить, говорить: «Отец Роман, простите, я не знал, подписался против храма...»
- А ведь Ростокино – место историческое, святое.
- Это знаковое место единения русских людей. Именно здесь Ополчение Минина и Пожарского делало привал, собираясь с силами, чтобы идти освобождать от польских захватчиков Кремль. Рядом с нашим храмом стоит посвященная тем событиям памятная стела. Поэтому для нас особенно значим день Народного единства – праздник Казанской иконы Божией Матери. А если говорить о еще более древних временах, есть предание, что именно сюда приходил прп. Сергий Радонежский, чтобы благословить войско князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой.
- Правый придел храма имеет необычное посвящение – в честь священномученика Владимира Московского (Амбарцумова). Почему?
- Я впервые услышал об этом святом от Владыки Зиновия. Владыка вникал во все детали, часто бывал на стройплощадке и, конечно, многократно служил у нас, еще в малом храме. Он поминал на службах священномученика Владимира Московского. Оказалось, что этот святой много потрудился в деле проповеди Христианства среди молодых людей. Мы же работаем с молодежью, хотим, чтобы храм был местом просвещения и молимся этому замечательному угоднику Божию, Новомученику. Священномученик Владимир – очень близкий нам святой, потомки которого ныне здравствуют и служат Богу: он дедушка игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского монастыря и протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма на Бутовском полигоне. Священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне. Поэтому в посвященном ему приделе на иконостасе мы поместили икону Бутовских Новомучеников, а на западной стене придела – ростовой образ сщмч. Владимира.
- А кому посвящен левый придел храма?
- Иконе Божией Матери «Скоропослушница». Мы думали посвятить этот придел Пресвятой Богородице, но никак не могли решить, какому именно образу. И вдруг Владыка предложил «Скоропослушнице». Я изумился: столько раз бывал на Афоне, в монастыре Дохиар, где находится этот чудотворный образ, – и как мне эта мысль не пришла! А нижний храм у нас посвящен святым Петру и Февронии. Там проводятся, в частности, беседы с молодежью. Как видите, наш храм стоит в очень красивом месте, виден издалека, рядом находится старинный Ростокинский акведук. Многие молодые пары после бракосочетания в ЗАГСе приезжают сюда фотографироваться, и мы надеемся, что в храме будет много венчаний.
- К тому же, в храме прекрасный золотой иконостас, что тоже может порадовать молодоженов.
- Да, иконостас у нас очень красивый! Его создало Свято-Троицкое братство г. Шигры. Он деревянный, резной, покрыт натуральной позолотой. Все орнаменты, детали этого иконостаса оригинальны – разработаны именно для нашего храма, серийных нет. При создании этого иконостаса был применен весь многолетний опыт Свято-Троицкого братства, искусство его мастеров, современное оборудование... Его можно назвать новой ступенью в творчестве Братства. Аналой, киоты, престолы, жертвенники в нашем храме тоже делали щигровские мастера. Интерьер решен в едином стиле, и благодаря этому гармоничен. Иконы в иконостасе выполнены в мастерских Свято-Троицкого братства в технике шелкографии. Печать такого высокого качества, что на вид их практически невозможно отличить от писаных.
- Форма иконостаса очень выразительна. Это связано с архитектурой храма?
- Да, центральный портал и боковые приделы алтарной преграды выдаются вперед. Благодаря этому ее длина увеличивается и появляется пространство для Царских и дьяконских врат в боковых приделах. Наш храм изначально был спроектирован как трехпридельный, поскольку он рассчитан на 500 человек. Но, признаться честно, проект был довольно сырой. Три придела это удобно, однако уместить их при существующей ширине храма было непросто. Искусство щигровских мастеров помогло решить эту проблему и даже сделать сложность преимуществом. Иконостас получился очень красивым! Вставки из светлой, яркой серебряной басмы оттеняют теплый цвет золота – общий тон алтарной преграды. Это создает игру цвета, создает впечатление, что от иконостаса исходит свет. Резьба – ажурная, объемная. Вообще у меня остались самые светлые впечатления от работы с Братством. Это благочестивые верующие люди, которые работают на совесть. Установка иконостаса была произведена в кратчайшие сроки. Ребята трудились буквально сутками. Последние штрихи доделывали за несколько часов до малого освящения храма. И все удалось – на самом высоком уровне.
Беседовала Алина Сергейчук
Золотой иконостас притягивает к себе взоры входящих в храм. Остальные предметы дополняют картину, подчеркивая и обрамляя его. Белые с золотисто-коричневым мраморные полы – отражают, дарят легкость и воздушность. Черные кованые решетки ограждений – оттеняют. Высокие резные киоты ростовых настенных икон, находящиеся напротив, словно продолжают собой алтарную преграду. Храм представляет собой единое молитвенное пространство, образ Небесного Царствия.
Интересно решение центральных Царских врат иконостаса, в которые вписан сияющий крест. В праздничном ряду каждый образ обрамлен медальоном луковичной формы, напоминающим то ли церковную маковку, то ли огонек свечи. Главные мотивы резного декора – виноградные гроздья, цветы, лилии. Они увивают обрамляющие иконы колонны и саму основу иконостаса, напоминая о красоте райских растений.