Лит сей колокол на заводе Андрея Дьячкова

Может ли колокол весом 80 килограммов иметь более низкий и глубокий звук, чем 200-килограммовый? Зачем заново открывать технологию колокольного литья в наши дни? Работать как старинные мастера или «по старинке» – в чем разница?

Звонарь Андрей Дьячков более 25 лет занимается колокольным искусством, а в 2012 году открыл свой колокольный завод. Андрей Анатольевич известен как церковный звонарь, специалист по оборудованию колоколен. А теперь стал литейщиком и создает собственные колокола.

 

- Андрей Анатольевич, когда были отлиты ваши первые колокола?

- С первой отливкой у нас произошел удивительный случай. Мы делали ее в Светлый понедельник 2017 года. Очень символично, ведь Пасхальную Светлую седмицу еще называют звонильной неделей. Отлили два малых колокола с самым простым орнаментом. Звучание у них оказалось великолепным! Все заслушались. И только мы их подвесили и позвонили, как нам звонят – теперь уже по телефону – из Троице-Сергиевой Лавры и спрашивают, нет ли у нас двух колоколов, самых простых, для подворья. Знаете, за 25 лет работы к нам не поступало таких запросов! А тут обратились с заказом через 15 минут после того, как мы произвели первый звон на своих первых колоколах! Мы привезли эти два колокола на храм в Абрамцево, на подворье Троице-Сергиевой Лавры.

 

- А ведь вы лили их не для Лавры?

- Мы вообще не знали, куда эти колокола пойдут! Но вскоре нам звонит регент хора этого подворья и говорит: «У ваших колоколов удивительное сочетание, гармония – это настоящий Лаврский звон!» Оказалось, что сочетание между обертонами наших колоколов напоминает ансамбль звонов Троице-Сергиевой Лавры! А я сначала даже внимания на это не обратил! Потом слушаю – действительно, так и есть! Лаврский звон! Верю, что это явное действие Божия Промысла. И потом дело стало набирать обороты. Хотя мы нигде не заявляли о себе, не рекламировались – люди обращались с заказами. С тех пор я считаю преподобного Сергия Радонежского нашим небесным покровителем, прошу его о помощи и благословении.

 

- Как возникла мысль самим начать лить колокола?

- Я много лет вынашивал идею заняться литьем. Литейщик часто не понимает, чего от него хочет звонарь, а звонарь не знает, как добиться от литейщика желаемого звучания. Мы как бы объединяем в себе две эти ипостаси. Наша задача – не просто отливать хорошие колокола, но создавать колокола со звучанием, о котором мы, церковные звонари, мечтали много лет. Звонарский опыт очень помогает в литейном деле, но мы не можем опираться только на него, поэтому многие наши сотрудники окончили ВУЗы по техническим специальностям, а за последние 5 – 7 лет получили современное литейное образование. Создавая производство, мы пригласили консультантов высокого уровня, докторов наук, опытных мастеров-практиков, освоили новейшие технологические и научные разработки.

 

- Как вы отрабатывали технологию?

- В технологии литья колоколов можно выделить несколько вещей, которые помогают достичь наилучшего результата. Мы поставили перед собой задачу не перенимать секретов действующих ныне колокололитейных производств, а постараться дойти до всего самим, т.е. полностью с чистого листа «изобрести велосипед». Это было необходимо, чтобы создать свое, уникальное производство, досконально разобраться в деле. И действительно, в процессе освоения колокололитейного дела многое даже из очевидных приемов и знаний нам удалось значительно улучшить. Время идет, появляются новые технические возможности, оборудование, формовочные материалы, литейные компоненты – и мы их впервые применили. Это было трудно, но результат получился хороший. Но самым сложным было пройти лицензирование, получить разрешительную документацию и провести все необходимые согласования с контролирующими органами. Завод мы создали еще в 2012 году, но на организационно-юридические процедуры ушло несколько лет. Благо у нас в компании работают профессиональные юристы, да я и сам, наряду с экономическим и музыкальным, имею еще и юридическое образование. Мы прошли все процедуры и только потом приступили непосредственно к литью.

- Одни колоколитейщики гордятся тем, что работают по старинным технологиям, другие  примененяют современное оборудование. Какова ваша позиция?

- Можно отливать колокола, как в старину, а можно – «по старинке». Заказчикам нравится словосочетание «старинная технология». Но что это значит? Лить как в XVI – XIX веках, не принимая современных наработок? Некоторые делают именно это. Но знаете, люди в старину никогда не отказывались от новых технических возможностей! Не оглядывались из XIX века на XVI-й, а из XVI-го на XII-е столетие. Как только появлялись новые методы – применяли их, и в строительстве храмов тоже. Я говорю не об иконописи, не о художественных формах, а именно о технологиях. Поэтому я считаю, что как раз мы-то сегодня и льем, как в старину, – руководствуемся тем же подходом к делу. Копировать старинное надо в том, что мы не можем сделать лучше: профиль, пропорции, глубина и богатство звука, гармония звукоряда. Звучание наших колоколов не уступает лучшим старинным образцам. Считаю это большим достижением в отрасли современного колокольного литья. И добиться успеха помогли нам, в том числе современные технологии.

 

- Как вы достигаете такого качества?

- На 90 % звучание колокола зависит от его профиля, геометрии. Металл – это обычная колокольная бронза, там сложно что-то нарушить или улучшить. Он у всех практически одинаковый. Формовка тоже не сильно влияет на качество звучания. Главный секрет в том, чтобы найти идеальный профиль. Я начинал свою деятельность в 1996 году как музейный работник и уже более 25 лет изучаю старинные колокола и нашел два колокола, которые могу назвать лучшими из существующих. Это гениальные произведения колокольного искусства с замечательным звучанием. Они на порядок отличаются от других произведений литья того же времени. Но я держу их в секрете, потому что именно на основе этих колоколов, изучив их, мне удалось создать собственный колокольный профиль.

- Что значит «лучший звук»? Есть ли объективные критерии?

- Красота звука это в значительной степени красота тембра. Однако колокол – это не только звук, но и металл, который этот звук рождает. Поэтому важно знать, что бывает и такое: колокола весом 80 и 200 килограммов звучат одинаково – частота основного тона (нота) тембр, обертона. И громкость у них практически одинаковая. Если два колокола отлиты по одному и тому же профилю, то больший по размеру будет иметь более низкий тон. И это понижение тона, басовость звучания определяет увеличение его стоимости. Но если взять более продуманный профиль – то более легкий колокол может оказаться более низким и глубоким по звучанию, а соответственно и цена его получается значительно дешевле. Удивительно? Да, но это факт из нашей звонарской практики.

 

- Получить более низкий тон можно не за счет веса, а за счет профиля?

- Да! И мы этого достигли. Наш профиль дает не только самый красивый звук, но и самый низкий при данном весе! Бывали курьезные случаи: висят на звоннице храма колокола от 200 килограммов и меньше. Батюшка заказывает у нас более басистый. Спрашивает: каким он должен быть, 400 килограммов? – Мы слушаем тон, а у двухсоткилограммового благовестника звучание, как у нашего колокола весом 80 килограммов. При своем солидном весе в 200 килограмм это, по сути, средний колокол, который не может считаться благовестником.

- Получается серьезная выгода в цене, ведь колокола обычно оценивают по весу.

- Я считаю систему оценки колоколов на вес ошибочной. В килограммах можно считать только металлолом. Изделие, а тем более музыкальный инструмент, оценивается не по весу, а по качеству. А качество – это, прежде всего, низкий тон – при том, что мы по умолчанию берем колокола, одинаково красивые по тембру. Подбирая профиль, я руководствовался именно этим критерием: как получить максимально низкий тон при прочих равных. И чтобы при этом не пострадала ни прочность, ни красота тембра, ни громкость – все должно быть строго в рамках традиции.

 

- Это же настоящее научное открытие!

- Надеюсь, это уникальное открытие станет большим подспорьем храмам, учитывая сегодняшнюю нехватку средств. Кроме того, с небогатых приходов мы не берем предоплату за колокола – работаем за счет оборотных средств. Заказчик может приехать уже на приемку готовой продукции и, если все понравилось, произвести оплату.

 

- Следующий этап после отливки колоколов – сформировать колокольный ансамбль.

- Мы добиваемся того, чтобы каждый звукоряд подбирался не только с точки зрения колокольного искусства, но и с учетом законов классической теории музыки. Например, подбираем колокола по тональности. Причем достигается это не методом подточки, а возможностью выбирать из большого числа отлитых колоколов. Звуковысотные характеристики у каждого колокола свои. Казалось бы, одинаковый профиль, вес, металл – а звучание индивидуально! Когда мы собираем ансамбль, берем по 5 – 10 колоколов каждого веса и из каждой группы выбираем наиболее подходящий экземпляр. Так рождаются уникальные гармоничные колокольные наборы, не повторяющие друг друга.

- Вы отливаете тяжелые благовестники на заказ?

- Это стандартная работа. Не все знают, что сделать колокол большого размера даже легче, чем маленький. При изготовлении колокола возникают некие погрешности, они допускаются даже по ГОСТам – допуски размеров, припуски на механическую обработку. И если у колокола весом, к примеру, 20 килограммов такое отклонение повлияет на тон звучания, то у колокола весом 200 килограммов оно будет практически незаметно. Единственное различие в сложности изготовления большого и малого колоколов состоит в обнарядке – декоративном оформлении. Маленькие колокола, как правило, украшают только орнаментальными поясками, иконы на них не делают. Благовестник же практически всегда украшают иконами, надписями, а это целое техническое задание. У нас на производстве работают свои скульпторы, которые создают иконы для колоколов и, если их еще нет в нашей коллекции, делают индивидуальные надписи, орнаменты.

 

- Сколько же времени на вашем производстве уходит на создание большого колокола и сколько – малого?

- Маленький колокол утром заформуешь, днем отольешь, вечером достал, обработал, и он уже готов. То есть можно утром получить заказ, а вечером сдать колокол. Это достигается благодаря нашей технологии. Если нет требований к индивидуальному оформлению, мы и большой колокол можем изготовить за три дня. Но обычно спешки здесь нет, берем с запасом месяц, а отдаем раньше – всех устраивает. Тем более что очередь из заказов у нас всегда есть.

- У вас можно заказать оборудование звонницы «под ключ»?

- Да. Теперь мы работаем на всех стадиях: от отливки колоколов до их развески, настройки, оборудования рабочего места звонаря и при необходимости подключения автоматической системы звона. И даже башенные часы-куранты делаем: у нас есть часовой цех, где мы производим циферблаты, собираем комплекты башенных часов. Записываем для них мелодии на колоколах.

 

- Что обычно указывается в надписи на главном колоколе?

- Традиционно это имя мастера, город, где производится литье, название храма и по чьему благословению отливается колокол, имена благотворителей, а также его вес. Наше головное предприятие Международный центр колокольного искусства, а литейное подразделение мы назвали Колокольный завод Андрея Дьячкова. Находится оно в г. Тутаев, но писать на колоколах имя революционера Тутаева я не стану. Наш город более 500 лет носил имя Романов в честь святого князя Романа Угличского. В XIX веке Романов и Борисоглебск объединили, и новый город стал именоваться Романов-Борисоглебск. Но и сегодня Борисоглебск и Романов – это, по своей атмосфере, две разных территории. В Борисоглебске городская среда, а Романов – это фактически село с пятью старинными храмами. В Борисоглебске также есть свои производители колоколов, а мы стали указывать на колоколах: город Романов. Пишем: «Лит сей колокол в граде Романове на заводе Андрея Дьячкова в таком-то году» и указываем, на чьи средства, для какого храма, при каком настоятеле он отлит.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

Колокольный завод Андрея Дьячкова г. Романов (Тутаев) Ярославской области Литье колоколов высшего качества Профиль наших колоколов дает не только самый красивый звук, но и самый низкий при данном весе. Меньший колокол завода Андрея Дьячкова может быть более басистым, чем больший другого производства. Готовые колокольные наборы Литье колоколов на заказ Оборудование колоколен «под ключ» колокола.рф литье.рф Ярославская область, г. Тутаев 8 (985) 928-22-00 info@sculptor.ru