Чтобы церковная утварь сияла всегда

Как сохранить красоту церковного убранства, сделать так, чтобы утварь всегда сияла, металл не тускнел и не окислялся? Мы беседуем с Алексеем Сарваровым, реставратором церковной утвари, основателем «Авторской мастерской Алексея Сарварова», г. Краснодар.

 

- Расскажите, пожалуйста, о применяемой вами технологии.  Какую пользу вы несете Церкви?

- Ни для кого не секрет, что одна из проблем всех храмов это постоянное окисление латуни и других металлов, из которых производится церковная утварь, и необходимость постоянной очистки и полировки этих изделий вручную. При таком подходе эффективность работы оказывается низкой, изделия остаются недочищенными, гальванические покрытия (серебрение и позолота) на новых изделиях постепенно стираются и утрачивают свой первозданный блеск. Благодаря нашей технологии служители храмов могут практически забыть о проблеме окисления металла и его дальнейшего  обслуживания. Многие сложности отпадут сами собой. Мы обрабатываем изделия защитным составом на основе полисилазана. Он создает тончайшую (до 10 микрон) прозрачную защитную пленку, которая защищает поверхность и от истирания, и от загрязнения, буквально консервирует изделие.

 

- Да уж, проблемы с чисткой утвари бывают серьезными. Одно дело начистить напольный подсвечник и совсем другое дело обслуживать большое тяжелое  паникадило, к тому же, висящее под куполом.

- К тому же, часто церковные изделия имеют сложный рельеф, и нередко оказывается, что смыть пасту, качественно наполировать изделие без его полной разборки практически невозможно. Наша технология проста. Мы полностью разбираем изделие, тщательно его очищаем, полируем и, наконец, покрываем высокотехнологичным полимерным составом.

 

- Каков срок службы защитного покрытия?

- Наш защитный состав устойчив к абразивному воздействию и при условии соблюдения регламента обработки его практически невозможно стереть. Срок службы защитного состава более 10 лет, а если изделие не подвергается механическому абразивному воздействию, то покрытие прослужит не один десяток лет, как в случае, например, с паникадилом, со многими позолоченными и посеребренными изделиями.

 

- Алексей, а могут ли служащие храмов самостоятельно осуществить такую обработку?

- С простыми по конфигурации изделиями это возможно, в остальных же случаях сложно. Поверхность необходимо правильно подготовить к нанесению защитного состава, она должна быть идеально чистой! Это достигается в несколько шагов: полная разборка изделия, химическая и механическая очистка от загрязнений и окислов, поэтапная полировка изделия, тщательная смывка остатков паст и просушка, чистовое обезжиривание поверхности и только после этого аэрозольное нанесение полимера. По-другому нельзя, иначе это скажется на качестве и долговечности покрытия.  Кроме того, эта «грязная» работа требует наличия специальных помещений, оборудования и инструментов, а также профессиональных навыков.

 

- Где именно в храме будет полезно использовать вашу технологию?

- Утварь, роспись на стенах, ювелирные изделия – практически везде. Кроме уже упомянутой церковной утвари, окладов икон, алтарных  ограждений и т.п., можно обрабатывать стены храма и защищать росписи от копоти. Также можно обрабатывать натуральный камень, мрамор, после чего он перестает  впитывать в себя различные загрязнения, такие как лампадное масло, расплавленный воск и т.п., легко моется и очищается обычными способами без применения абразивов и специальных моющих средств.

 

Канделябр до обработки

- Какие храмы с вами уже работают? Есть ли у вас значимые работы, о которых вы хотели бы рассказать?

- Это десятки храмов по всей  России. А значимые для меня работы были проведены в соборе Богоявления Господня г. Иркутск, в Исаакиевском соборе,  Казанском соборе и храме Спаса Нерукотворного в г. Санкт-Петербург, в Храме–на-Крови г.Екатеринбург, в Екатериненском кафедральном соборе и Свято-Троицком соборе г. Краснодар, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре г. Истра Московской области. Особо хочу отметить деликатную работу нашей мастерской по реставрации и декоративной росписи (раскрашиванию орнаментов) алтаря Свято-Троицкого собора г. Краснодара. За возможность осуществить этот интересный проект мы выражаем благодарность митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию и служителю собора протоиерею Димитрию.

 

Канделябр после обработки

- Можете сориентировать наших читателей по ценам?

- Изделия абсолютно разные по сложности конструкции, степени загрязнения и окисления, поэтому стоимость обработки каждого из них рассчитывается отдельно.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

Авторская мастерская Алексея Сарварова, г. Краснодар

Тел.: 8 (988) 159-02-79

galdstar@mail.ru