За недавнее время мастерская «Патриарший лес» выполнила несколько значимых работ: дубовые иконостасы со сложным ассиметричным орнаментом для двух храмов Подмосковья и двери в Калининград и Владивосток. Работа над дверями собора Серафимо-Дивеевского монастыря ведется в данный момент. Беседа с руководителем мастерской протоиереем Романом Карповым.
- Отец Роман, расскажите, пожалуйста, почему вы обратились к такому художественному приему как ассиметричный орнамент?
- Этот прием в древности использовали лучшие мастера церковного искусства. Они так видели мир. Искусство подражает Творцу, Который «вся премудростию сотворил», сделал этот мир очень ярким, индивидуальным, разнообразным. Среди миллиардов людей, живущих на земле, нет двух одинаковых. Капиллярный узор на пальцах, радужка глаза ни разу не повторились. Душа каждого человека уникальна и неповторима. Древние мастера, подражая Творцу, украшали иконостасы, утварь, стены храма орнаментами, которые были стилистически едиными, но узор их не повторял сам себя.
- Вам удалось добиться эффекта пластичного орнамента, который продолжается на всех углах, поворотах, выступах.
- Среди работ современных мастеров ассиметричные орнаменты увидишь нечасто. Но мы с Божией помощью постарались сделать это. Задали ритм, пластику, художественную концепцию. Конечно, некоторые повторы все же есть. Получилось, что в иконостасе храма Рождества св. Иоанна Предтечи в Лесном городке резные элементы: полотенца иконостаса, колонны, капители – имеют по 8 вариантов. А иконостас этот имеет ширину 21 метр и высоту центральной части примерно как у трехэтажного дома. Резные орнаменты покрывают всю его поверхность. Создавая его, мы применяли сложные приемы: резьба стыкуется цветок в цветок, линия в линию. Алтарная преграда Предтечинского храма имеет сложную архитектурную форму: мощные колонны, капители, арки, которые постоянно меняются. Его можно рассматривать с любой точки. Иконостас получился монументальным, основательным, и в то же время, детально проработанным.
- Иконостас храма в с. Бушарино не столь велик, но тоже очень красив.
- Мы воплотили в нем те же приемы и идеи, но в совершенно иной художественной концепции. Сделали орнаменты максимально разнообразными и при этом стилистически едиными. Этот иконостас находится в цокольном этаже, в нижней церкви храмового комплекса. Нашей задачей было преодолеть ощущение приземистости, сделать невысокую алтарную преграду легкой, изящной, помогающей молитвенно сосредоточиться на святых образах. В поиске стиля нам помогала стенопись храма – она является репликой росписи собора Василия Блаженного и тоже сделана по принципу ассиметричного орнамента. Ни один цветок в ней не повторяется. Мы украсили дубовый иконостас лаконичным золочением, очень легким: буквально вплели тонкую золотую нить в самую глубину рельефа, и она деликатно, тихо поблескивает в там. Применили сквозную резьбу, украсили алтарную преграду ассиметричными колоннами и необычными Царскими вратами. Эта работа ориентирована на XVII век: не только орнаменты, но и отчасти способ изготовления иконостаса соответствуют ей. В ней не использовалась фанера, только массив. Получилось очень интересно. Все это удалось сочетать с таким нечасто встречающимся художественным приемом как мозаика: из нее изготовлены иконы на иконостасе. Только образ Тайной вечери над Царскими вратами мы вырезали на дубе.
- С дверями вышло прямо-таки знаково: Владивосток и Калининград, а еще Дивеево!
- Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир поручил нам изготовить три арки на строящийся Спасо-Преображенский кафедральный собор: с иконами Спасителя, Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Рельефный образ свт. Николая обращен к бухте, откуда отправляются в плавание корабли. Мы с большим воодушевлением занимаемся этой работой. В Калининграде, который является форпостом России на западе, создаем дубовую утварь для храма равноапостольных царей Константина и Елены: престол, жертвенник, киоты, стасидии и т.п., а также церковные двери. Калининград находится в самом центре Европы, где столетиями собирались произведения искусства, и работать для этого региона – большая ответственность. А в Дивеево нам поручили сделать двери в новый собор. Мы изготавливаем и наружные двери, и внутренние – со стеклами. Они покрыты очень живым пластичным орнаментом. Это большая ответственность – украшать один из главных центров Русского Православия.
- Некоторые спрашивают: зачем великолепно украшать храмы, когда люди живут небогато? Что бы Вы им ответили?
– Красота храма, благолепие икон привлекают ум, душу человека к молитве, к тому, чтобы вспоминать о Боге, стремиться к Нему. В этом миссия церковного искусства. Благолепное убранство храмов имеет смысл только как продолжение проповеди. Создавая его, мы стремимся подчеркнуть любовь, величие, красоту Божию. Тот же иконостас, средостение между алтарем и основной частью храма, символизирует грань между Горним и земным мирами. Апостол Павел пишет о человеке, который был восхищен в рай и видел там то, что невозможно описать словами, чего «око не видело, и ухо не слышало, и на ум человекам не восходило». И мы представляем это символически: необыкновенные цветы, птицы, животные. Создавая в храме максимально возможную красоту, стремимся выразить мысль о Любви Божией, о том, что Господь все создал для человека. Художнику не нужно ничего изобретать: мы видим миллионы оттенков цвета, бесчисленное разнообразие цветов, деревьев, трав, и все это подарил нам Создатель! Земной мир сотворен прекрасным, а ведь он лишь отблеск Горнего, напоминание о нем. И, взирая на красоты Земли, мы призваны возводить ум к совершенству Небесного Царствия.
- Визитная карточка мастерской «Патриарший лес» - древесина дуба. Именно из него вы создаете практически все свои работы.
- Мы стараемся делать свое дело на века. Дуб дает возможность для этого. В одном из музеев хранится дубовая дверь, которой 1200 лет. Глядя на нее, удивляешься, как люди, не имея современного оборудования, создали такую красоту: все тело двери покрыто орнаментом! Сколько эпох сменилось с тех пор – но до нас дошло эта произведение древних мастеров, их послание нам, их опыт. И мы стараемся воплощать в своих работах опыт предков. Я сам настоятель, 18 лет восстанавливал огромный храм. Мне хочется, чтобы священники даже из небогатых приходов могли украсить свои храмы убранством высокого художественного уровня. И они могут быть уверены, что убранство прослужит очень долго. К тому же, у каждого дерева свой «характер». Дуб, благодаря своему долголетию, наводит на мысль о вечности. Он создает в храме атмосферу покоя, силы, монументальности!
Беседовала Алина Сергейчук
Мастерская «Патриарший Лес» +7 (920) 240-44-77, +7 (906) 595-55-00 patrwood@mail.ru, patrwood.ru