Иконостас как синтез искусств

Фрагмент старинного иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконостас – образ Небесной Церкви, которая присутствует в храме вместе с Церковью земной. Господь, Богоматерь, Небесные силы, угодники Божии пребывают с нами на богослужении. Эту духовную истину являет алтарная преграда. Неудивительно, что при ее создании могут быть применены все виды церковных искусств – все способы, которыми христианские мастера издревле прославляли Бога и выражали свою благодарность Ему.

 

Чаще всего иконостас бывает деревянным, резным, с писаными иконами. Резное дерево имеет богатую символику: оно напоминает и о Древе Крестном, и о райском Древе Жизни. Собственно, Крестное Древо и стало Древом Жизни для человечества, даровав ему благодать и возможность приобщения к Богу, к Царствию Небесному. В соответствии с этим деревянное убранство храма традиционно украшается со тщанием и любовью. Теплая, податливая древесина принимает на себя резьбу, роспись, а иногда декорируется драгоценными металлами и камнями.

Иконостас Покровского собора Марфо-Мариинской обители

Реже, чем деревянные, но тоже распространены в интерьерах православных храмов каменные иконостасы. Еще реже встречаются алтарные преграды из фарфора, хрусталя. А, например, в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома боковой придел собора украшает редкость – вышитый иконостас. Алтарные преграды из ткани применялись и в дореволюционных передвижных воинских храмах: легкие и компактные, они были очень удобны.

В старину убранство иконостаса включало в себя больше видов декора, нежели сегодня. Традиционно использовались вышитые пелены – ими убирали иконы и пространство под иконными рядами. Сегодня на многих алтарных преградах мы видим резные или живописные «полотенца» под нижним рядом икон. Они имитируют или, скорее, символически напоминают те тонкие, шитые золотом и жемчугом ткани, над которыми с любовью трудились русские боярышни и княжны. Еще в начале ХХ столетия особо чтимые иконы, а то и весь местный ряд иконостаса во многих храмах украшали оклады, зачастую – серебряные, с каменьями и позолотой. До наших дней таких примеров сохранилось немного, и едва ли они создаются сегодня.

Еще реже можно увидеть иконостас, полностью «окованный» серебром. Именно так народная любовь и благоговение украсили святыню – алтарную преграду Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Данный иконостас – явление и духа, и культуры. Это один из первых высоких русских иконостасов и, к тому же, первый «сомкнутый» высокий иконостас: иконные ряды на нем не разбиты колоннами, как мы видим это, например, в Успенском соборе г. Владимира. Андрей Рублев со товарищи создавали его как трехъярусный. В нем сохранились иконы работы прпп. Андрея Рублева и Даниила Черного, а также более поздние (XVII в.) – письма Симона Ушакова. К тому же, это единственный иконостас начала XV столетия, пребывающий в храме, для которого он и был создан.

В Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий собор Лавры, где почивают мощи прп. Сергия, можно назвать одной из главных святынь России, духовной родиной Русского Православия. Именно отсюда, благодаря молитвенному духу прп. Сергия, благодать подвижничества распространилась по всем пределам Северной Руси. Закономерно и справедливо, что благодарные потомки украсили святое место со всей возможной пышностью. Есть здесь и духовная символика: серебро, как металл благородный, символизирует чистую душу человека. Позолоченное, оно становится образом души, принявшей свет Божественной благодати. Хочется сказать еще об одном: преподобный Сергий, уйдя от мира в леса, совершал богослужение в холщовой ризе, с деревянными потиром и дискосом. Когда святитель Алексий просил его стать своим преемником, смиренный отшельник твердо отказался, заявив, что не носил и не будет носить драгоценных одеяний. Но Небесная слава осияла святого в Горнем мире и отразилась в благолепии убранства его обители на земле по его кончине.

Древние традиции использовать в церковном убранстве металлы и каменья в наши дни переосмысляются по-новому. Так, иконостасы, а особенно их Царские врата, украшаются басмой. Используют в их убранстве и натуральные камни. Пример такого убранства, выполненного с большим творческим вкусом, – алтарные преграды приделов вмч. Димитрия и св. Иулиании собора Зачатьевского женского монастыря г. Москвы, созданные Свято-Троицким братством г. Щигры. Резные деревянные иконостасы там деликатно декорированы натуральными камнями, которые оттеняют теплого тона дерево с изящной фрагментарной позолотой. А малый иконостас Успенского подземного храма Зачатьевского монастыря выполнен мастерами Свято-Троицкого братства из серебра в гальванической технике и украшен каменьями. Для храма, который можно назвать пещерным, это, помимо прочего, весьма практичное решение. Примечательно, что большую роль в художественном облике этой алтарной преграды играет шитье: вышитые ростовые образы Архангелов в диаконских вратах и великолепная катапетасма с изображением Тайной вечери над невысокими Царскими вратами.

Казанская икона Пресвятой Богородицы. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Иконы в драгоценных окладах – зачастую, совсем небольшие, – становятся прекрасным выражением любви ко Господу и святым не только в храме, но и в благочестивом доме. Мастера Свято-Троицкого братства создают их в нескольких техниках. Это и прекрасные писаные иконы в уникальных ризах, где резьба по дереву сочетается с чеканкой и басмой, позолотой и натуральными камнями. И более скромные образки, выполненные в технике гальваники, либо украшенные гальваническими окладами. Время идет, появляются неведомые прежде технологии. Но наработки древних мастеров вдохновляют лучших из художников, рождая новые произведения церковного искусства.

 

 

Рака прп. Сергия Радонежского

P.S. Серебряное убранство Троицкого иконостаса формировалось на протяжении столетий. Изначально он был простым, деревянным, и главным украшением его были иконы. Со временем к этой великой духовной и художественной ценности стали прибавляться драгоценные артефакты, которые в разные века приносили усердствующие. Верхний ряд икон – праотеческий – был создан позднее остальных, в 1600 г., по заказу царя Бориса Годунова. Исторические документы упоминают, что дополнившие алтарную преграду иконы «праотцев с херувими» были уже изначально «обложены серебром». Царские врата с великолепной коруной, покрытые чеканным серебряным окладом, пожаловал в 1643 г. царь Михаил Феодорович Романов. Примечательно, что после победы в Отечественной войне 1812 г. по усердию М.П. Салтыковой эти исторические врата были заменены другими, выкованными из серебра, украшенными позолотой и чернью, весившими 4 пуда. Но затем древнюю реликвию возвратили на место, а дар благочестивой жертвовательницы перенесли в храм прп. Никона Радонежского.

«Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру», составленный в 1856 г. И. М. Снегиревым, сообщает, что «по усердию Стольника Якова, они (иконы алтарной преграды) обложены были серебром в 1672 году, памятном по рождению Петра Великого, а в 1850 году, на иждивение Коммерции Советника А. И. Лобкова, пояс местных образов великолепно украшен позолоченым серебром, по карнизу горными хрусталями в гнездах». Вероятно, тогда алтарная преграда главного храма Лавры и завершила формирование своего серебряного убранства. В то время убранство это было гораздо богаче нынешнего.

Главной святыней иконостаса Троицкого собора вплоть до его ограбления после революции 1917 года, была чудотворная икона Троицы письма прп. Андрея Рублева. Ее украшал драгоценный оклад, по свидетельству И. М. Снегирева: «обложенный золотом и усеянный драгоценными камнями в 1600 году, царем Борисом Годуновым. На большом изумруде, вставленном в гривну или цату на образе, вырезано рельефное изображение Святой Троицы. Три золотые цаты приложены в 1626 году царем Михаилом Феодоровичем». Согласно тому же источнику: «другой образ Живоначальной Троицы, на левой стороне, от Царских врат, писанный дьяконом Никифором Грабленым в 1557 году, покрыт золотом и драгоценными камнями, по усердию Царя Иоанна Васильевича».

Серебряная рака над мощами преподобного Сергия, стоящая у самого иконостаса, была создана при царе Иоанне Грозном и дополнилась великолепной сенью-киворием в правление Анны Иоанновны. В 1809 году убранство собора дополнилось серебряной же сенью над престолом. А в 1812 г. храм украсило серебряное паникадило-хорос, украшенное изображениями святых, весившее 5 пудов. Три другие паникадила и лампады пред местными иконами были выполнены из того же драгоценного металла. Так сформировался великолепный интерьер храма, где с живописью разных эпох и резьбой по дереву соседствует чеканное серебро.

Алина Сергейчук

 

 

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры

https://shigri.ru/

(495) 778-37-36