В Латвии, в городе Лиепая, действует Никольский Морской собор, возведенный в 1903 году Военным Министерством Российской империи. Строительство храмов специально для военных – далеко не новшество. Собор предназначался в первую очередь для моряков Балтийского флота. Либава (так тогда именовалась Лиепая) была значимым военным портом, который носил имя императора Александра III.
Во время Русско-Японской войны именно в Никольском соборе Либавы был совершен напутственный молебен перед отправлением в путь Второй Тихоокеанской эскадры, которая почти полностью погибла под Цусимой в мае 1905 года.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Так писал А. Блок в том же памятном году – может быть, об этом молебне или об одном из бесчисленных молений о победе, совершавшихся тогда в Русских храмах.
Главным жертвователем на строительство собора выступил Государь Николай Александрович. Император лично присутствовал на его освящении. Спроектировал церковное здание архитектор Василий Антонович Косяков – автор проекта другого Никольского морского собора, в Кронштадте.
Никольский собор стал украшением города. Выстроенный в русско-византийском стиле, он был одним из самых просторных и богатых в Империи. Пять позолоченных глав, три золоченых иконостаса, великолепная резная сень над главным престолом... При строительстве церковного здания применялись технические новшества того времени. В частности, несущие конструкции храма были отлиты из бетона. Это оправдало себя: мощные бетонные своды устояли и в бомбежках, и в реконструкциях храма, и в годы запустения. Никольский собор пережил две Мировых войны и революцию.
Планировка храма учитывала множество тонких деталей: обзор, отсутствие сквозняков. Вот как описывала ее газета «Либавский Вестник» за август 1903 года:
«Входов в храм четыре. Восточный ведет непосредственно в алтарную часть храма и служит для духовенства, а три остальные – для молящихся. Через главный, западный, вход вступаем в притвор с тремя дверьми. Из них средняя предназначена лишь для выхода молящихся по окончании богослужения и в прочее время должна оставаться закрытою, а желающие войти в храм направляются в боковые двери через расположенные по сторонам притвора лестничные клетки, что вполне устраняет обычные при открывании входных дверей сквозняки. Указанными двумя боковыми дверьми вступаем в боковые пристройки, широкими арками открывающие вид на главную центральную часть храма. Последняя, при расстоянии между наружными стенами свыше 10 сажен, является совершенно открытою, незагроможденною обычными столбами для поддержки венчающего ее барабана с куполом, и дает возможность с любой точки храма прекрасно видеть весь иконостас и следить за богослужением. Это удобство достигается применением для перекрытия центральной части храма особой конструкции, а именно – четырех пересекающихся арок, опирающихся на наружные стены и передающих им весь груз барабана с куполом, достигающий до 45 000 пудов».
Сохранилась пояснительная записка к проекту отопительно-вентиляционной системы Никольского собора. Она интересна не только как исторический документ, но и как образец продуманного научного подхода, как пример, в значительной мере применимый и в наши дни. В ней приводятся параметры, которыми руководствовались проектировщики начала ХХ века при планировке микроклимата церковных зданий. Составителями этой записки выступили специалисты Товарищества по устройству отопления и вентиляции зданий «Лукашевич и Ко», работавшей в соборе. В этом примечательном документе говорится: «При выборе системы отопления и вентиляции собора в г. Либаве, Товарищество руководствовалось нижеследующими соображениями:
- В храмах размещение нагревательных приборов не может быть признано рациональным, так как во время богослужения теплота, выделяемая людьми и горящими свечами, с избытком возмещает охлаждение храма.
- С другой стороны в это же время требуется наиболее усиленная вентиляция с вводом наружного воздуха в больших объемах. Ввиду этого для храма правильнее всего применить отопление с помощью воздуха, нагреваемого особыми калориферами с тем, чтобы эти же калориферы служили для подогревания воздуха, вводимого в церковь во время богослужения исключительно для целей вентиляции».
Как мы видим, проектировщики позапрошлого столетия учитывали характерную особенность церковного помещения: цикличность его наполняемости, когда во время многолюдных служб в храме не протолкнуться, и его надо не столько нагревать, сколько вентилировать, а в перерывах между ними здание пустеет и, соответственно, остывает.
Примечательны и параметры, которые задавали микроклимату храма проектировщики времен Российской Империи:
«1.При средней наружной температуре в –27°C в храме должна поддерживаться температура в +18°C
2.Система должна обладать большой теплоотдачей, допускающей при морозе –20 °C двойную топку по 6 часов с такими же промежутками между топками.
3.Средняя часть храма, назначенная для молящихся, должна отапливаться посредством нагретого не выше 50 °C воздуха, остальные же части поверхностно-реберными печами или батареями, расположенными в самих помещениях.
4. Система отопления должна иметь приспособление для полного обогревания главного купола и его барабана с целью противодействовать образованию конденсата из поднимающегося в купол влажного теплого воздуха во время службы.
5. Во время больших собраний молящихся система должна доставлять в храм до 1500 кубических саженей в час свежего подогретого от +12 до +15 °C воздуха, с соответствующим извлечением испорченного.
6. Искусственного увлажнения вводимого воздуха, в виду влаги, выделяемой при дыхании людей и горящих свечей, не предвидится.
7. Система отопления и вентиляции во всех своих частях должна быть снабжена приборами для регулирования действия в возможно широких пределах.
8. Все нагревающие вводимый воздух поверхности должны быть гладкими.
9. Все приборы должны быть вполне доступны для осмотра и очистки».
В соборе смонтировали нагревательные батареи, которые поднимались на значительную высоту – вплоть до купола. В них подавалась нагретая вода. Для этого было устроено отдельно стоящее здание котельной с двумя котлами: горизонтальным и вертикальным. Второй из них работал на отопление купола, поскольку благодаря своей конструкции давал более высокое давление в трубах.
Отопление ризницы, алтарей, хоров и входов в собор производилось с помощью вертикальных реберных печей (радиаторов). Они были установлены в самих помещениях и снабжены кранами, регулирующими температуру. Данные части системы отопления были автономны друг от друга, что позволяло отключить какую-либо из них, продолжая использовать остальные.
Система предусматривала и вентиляцию храма, причем воздух с улицы предварительно нагревался. Для этого в подвале собора было установлено два водяных калорифера. К ним подводился наружный воздух в объеме до 1500 кубических саженей в час, для чего служили четыре воздухопроводных канала. Воздух нагревался до необходимой температуры и с помощью жаровых каналов транспортировался в храм. Примечательно, что температура вводимого в церковное помещение воздуха была задана немного ниже, чем внутренняя температура в храме, чтобы предотвратить перегрев при обилии молящихся.
Когда вентилировать церковное помещение не требовалось, использовались обратные каналы, через которые поступал в калориферы, а затем возвращался в храм воздух из церковного помещения. Это давало существенную экономию топлива по сравнению с нагревом уличного воздуха. Выбрать, какие каналы использовать: обратные или уличные, можно было с помощью клапанов.
Отработанный же в душное время воздух выводился из храма через устроенные в окнах барабана купола форточки с фрамугами, которые открывались снизу.
Алина Сергейчук