Чтобы система управления звоном работала

В наши дни массово выходят из строя звонницы, оборудованные в 90-х. В одних местах это обусловлено недостаточными навыками умельцев, помогавших возродить колокольные звоны после десятилетий молчания, в других – износом системы управления звоном. Для Даниловского колокольного центра переоборудование таких звонниц стало одним из значимых направлений работы в минувшем году. Значимым – но не единственным. Было и оборудование новых звонниц, и воссоздание древних колоколов, и даже создание карильона. Мы беседуем с руководителем Центра иеродиаконом Романом (Огрызковым). 

 

- Отец Роман, давайте расскажем об основных работах Даниловского колокольного центра в 2022 году.

- Основное – это, конечно, работа над карильоном для Главного храма Вооруженных сил России. Надеюсь, в 2023 году он будет открыт, и все услышат это чудо, я бы сказал, мирового масштаба. Но были и другие интересные работы в разных регионах. Это и проектирование колоколов, и литье новых наборов, и дополнение старинных колокольных ансамблей, и монтаж звонниц. Сейчас мы работаем над оснащением колоколами строящегося в Новой Москве собора Вознесения Господня. Его звонница согласно замыслу архитектора имеет форму арки, которая соединяется с западным фасадом. Мы готовим туда большой набор колоколов. Но прежде, чем начать работать над ним, потребовалось сделать расчеты, чтобы удостовериться, что вибрация от колоколов не повредит зданию собора, что звонница выдержит нагрузку. Задачу осложняет тот факт, что самый тяжелый благовестник весом 6,5 тонн находится в верхней части звонницы.

 

- Как я понимаю, колокола здесь являются важным элементом украшения храма?

- Именно так. Поскольку сам храм решен в стилистике модерна, то мы оформляем эти колокола соответствующим образом, более того, и форму для них подобрали древнерусскую, ведь модерн обращался за вдохновением к седой старине. Благовестник украсят медальоны, стилизованные под древность, с монограммами, выполненными в технике вязи, посвященными церковным праздникам. Он будет иметь корону старинной формы. Надписи на колоколах сделаем особым шрифтом-вязью, разработанным специально для этого проекта.

 

- А полные копии старинных колоколов вы за последнее время делали?

- Как раз сейчас мы создаем копию находящегося в Новгородском музее-заповеднике колокола XII века для Антониева монастыря в Новгороде. Появление этого колокола приписывают настоятельству преподобного Антония Римлянина. По преданию, колокол прибыл в Новгород вместе с самим преподобным Антонием, чудесным образом приплывшим из Рима на обломке скалы. Это самый древний из сохранившихся в России колоколов. У него непривычная для наших современников форма, которая называется «сахарная голова». После того, как отливка будет завершена, мы узнаем, как звучали колокола в то время.

 

- И еще несколько ваших проектов в минувшем году были связаны с реконструкцией и реставрацией?

- Мы снабдили колоколом историческую каланчу в районе ВДНХ в Москве, отлили набор колоколов для возрожденного Албазинского острога. Выполняем совместные проекты с музеями: в частности, полным ходом идет копирование набора корабельных сигнальных колоколов, поднятого со дна Балтийского моря, и разработка специальной конструкции стойки для его экспонирования.

 

- По каким минимальным данным можно восстановить утраченный колокольный набор?

- Был один интересный проект. В одном из храмов пригорода Вологды мы определили, какой там был колокольный набор, по сохранившимся подвесным устройствам: хомутам, осям, крючкам. А также по следам на штукатурке в арках, где край колокола касался стены. По их составу, положению и размерам мы определили, где и какие колокола размещались, отлили такие же и развесили их. Конечно, чтобы восстановить колокола в точности, надо еще знать, каким временем они датируются. У нас был целый ряд проектов, связанных с дополнением колокольных наборов, а также их перевеской. Например, в Троице-Скановом монастыре Пензенской митрополии мы перевесили некоторые исторические колокола, несколько колоколов заменили и отлили несколько новых, в том числе благовестники. Создали новую систему управления звоном, обучили звонарей.

 

- Сейчас вы производите реконструкцию колокольного инструмента храма преподобного Пимена Великого, находящегося недалеко от метро Новослободская.

– Дополняем набор его колоколов, выстраивая гармоничный звукоряд и выполняем еще ряд работ.  Главная задача этого проекта состоит в том, чтобы возвратить к звону исторические колокола, сохранившиеся на этой колокольне. Они находились в арках, но не были настроены к звону, поскольку с 1990-х годов к ним были присоединены автоматические ударники, которые давно перестали работать. Поэтому звонили там лишь в небольшой набор новых колоколов. Мы очистили старинные колокола от загрязнения, обновили помост звонаря, сделали новую систему управления, отлили несколько колоколов и отливаем благовестник, чтобы ансамбль звона стал полным и гармоничным. Пришлось поработать и с самими арками. Там были мощные металлические сетки, заржавевшие от времени. Они портили вид и отчасти акустику. Мы заменили их на новые синтетические сетки, незаметные с земли. Туда же делаем куранты, которые будут играть каждую четверть часа.

 

- Насколько я знаю, в этом году вы переоборудовали колокольни нескольких крупных монастырей.

- Да. Сейчас мы готовим к переоборудованию ярус звона и в Марфо-Мариинской обители: по причине не вполне удачной развески, появились вопросы к сохранности кладки в местах заделки некоторых подколокольных балок.  Кроме того, колокола там развешены не лучшим образом. Поэтому трезвон не был слышен со стороны основного корпуса. Занимаемся перевеской колоколов, перенастройкой системы управления звоном. Поработали мы и в Зачатьевском монастыре Москвы. Система управления колоколами там была сильно изношена, мы переделали ее. Реконструировали систему звона и дополнили новыми колоколами звонницу в монастыре прп. Саввы Сторожевского в Звенигороде – всего не перечислить.

 

- Вы переделываете системы управления колоколами, созданные уже после советского времени, когда монастыри и храмы возрождались. Почему возникла такая потребность?

- Конечно, система управления колоколами изнашивается. Особенно быстро это происходит, если используется оборудование типа «электронный звонарь». Автоматика, особенно если ее регулярно не настраивают специалисты, приходит в негодность, выводит из строя систему управления, и приходится все настраивать заново. Если сила удара при электронном звоне не нормирована, то страдают и сами колокола. А в ряде случаев системы управления звона изначально были сделаны неудачно. В 90-е годы, когда все это делалось, не все настройщики имели представление, насколько удачно управление будет работать – и теперь звонари пожинают плоды.

 

- Сколько времени проработает качественно созданная система звона?

- В ряде случаев 10-15 лет, но часто и дольше.

 

- Выполняете ли вы научные исследования, относящиеся к колокольному делу в целом?

- В 2022 году мы провели очень интересное исследование, посвященное изучению износа исторических колоколов. По его результатам в декабре мною был сделан доклад на конференции в РИИИ в Петербурге. Основная его мысль – что при неосторожном обращении срок службы колокола сокращается в 10-12 раз, это подтвердили и расчеты, и статистика.

 

- Фестиваль «Даниловские колокола» летом 2022 года собрал множество гостей.

- С ним у нас связаны интересные события. В частности, мы попробовали новый формат выступлений – ансамблевое исполнение звонов с хором. Раньше такое не практиковалось. Колокольный набор звонницы Данилова монастыря имеет хорошо звучащий минорный звукоряд. Когда исполняешь на нем мелодии церковных песнопений, они бывают хорошо слышны. Мы создали целый ряд звонов, включающих фрагменты песнопений. Традиция таких звонов была распространена у нас в 1920-е годы. На фестивале они зазвучали одновременно с хором. Получилось очень красиво и проникновенно, слушателям понравилось.

Беседовала Наталия Зубкова

Даниловский колокольный центр +7 (926) 927-21-28 msdm.ru/bells