Я редко подвожу для себя итоги года. Для христианина и художника важнее итоги дня или даже суток. Ведь, как сказал поэт: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…» . Тем не менее, традиция анализировать деятельность к концу года прочно вошла в наш обиход. Сейчас сложное, трагическое время, но именно сегодня особенно ярко осознаешь трепетность и красоту каждой минуты, больше ценишь радость уравновешенного повседневного труда. Художник и зритель в такое время наиболее восприимчив к осмыслению визуальной красоты, красоты настоящей, глубокой. И душа сейчас особенно тянется к прекрасному, вечному, в противовес всеобщему унынию. Ведь мировые шедевры в большинстве своем создавались в непростое время, а жизнь их создателей не была сплошным рекламным счастьем.
Анализируя годовую деятельность нашей мастерской, я с радостью замечаю, что мы серьезно продвинулись в плане борьбы с излишествами и внешним украшательством, на которыми часто искушаются не только заказчики, но и художники-профессионалы. Иконостас в храме Великомученицы Варвары в Талнахе (г. Норильск) – одна из основных наших работ в этом году. По просьбе Владыки Агафангела он должен был быть золотым. Золото для севера – это не блеск богатства, а радость солнечного света и тепла, которого так мало за Полярным кругом. Нашей главной задачей было распределить золото без перебора, как в своей время барокко уравновесил грамотный ампир. Мне кажется, с этой задачей мы справились. Холодность ампира мы постарались преодолеть зооморфными византийскими мотивами резьбы и басмы, а где-то и использовали в качестве акцента и затейливые барочные элементы.
Про Талнахский иконостас в целом нельзя сказать , что он ампирный, византийский или барочный. Я никогда не устану повторять, что главная задача художника — работать не на стили, а с помощью стилей. Т.е. стиль – не цель, а средство, чтобы донести смысловую и художественную идею. И канон — это не исторический стиль, а художественная грамотность и профессионализм, но ни в коем случае не замороженность форм, которой прикрываются недобросовестные и не желающие развиваться художники или искусствоведы.
Иконостас — это в первую очередь иконы. Можно сказать, что он представляет собой раму для икон, и всегда при разработке проекта это необходимо учитывать, даже при запросе заказчика на изобилие резьбы, позолоты и других украшений. Но и нельзя впадать в другую крайность, полностью исключив декоратив. Декор это важнейший элемент не только иконостаса, но и иконы. И грамотно использовать его — одна из основных задач художника и архитектора.
Написание иконы в иконостас — работа монументальная, совместная. Если в местном ряду в соответствии со сложившейся исторической традицией возможно разностилье, некоторый творческий разнобой, даже использование старых образов, то в деисусном, праздничном и других рядах необходимо соблюдать единый ритм, масштаб в цвете и рисунке. Поэтому при создании иконостаса, как и при росписи стен, должна действовать слаженная команда под единым руководством. В Талнахском иконостасе мы не отошли от этого принципа. В работе участвовали известные иконописцы нашей мастерской: Татьяна Захарова, Алексей Кошевой, Ирина Колбнева, Ольга Спиридонова, Елена Андрюшина, Александра Кривощекова и, конечно, ваш покорный слуга, автор проекта. Также я вместе с Татьяной Захаровой занималась разработкой резьбы и басменных элементов иконостаса.
Это не первая наша работа в Норильске. Еще в 2009 г. мы делали иконостас в деревянный храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящийся в этом северном городе. В 2018 г. завершили значительную работу по созданию интерьера храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских. А в этом году, помимо большого Талнахского иконостаса, создали интерьер домового храма Норильского перинатального центра. Эта работа была интересна тем, что мы оформляли в традиционном церковном стиле обычное больничное помещение.
В начале уходящего года мы поучаствовали в росписи строящегося в г. Челябинск кафедрального собора. Трудились в качестве художников-монументалистов по проекту Гильдии Храмоздателей. Опыт работы с Гильдией очень вдохновил нас. Грамотные архитектурные и художественные требования и лаконичный проект — то, чего сейчас часто не хватает в церковном искусстве, но щедро и в избытке имеется в мастерских Анисимова. К сожалению, с осуществлением проекта возникли сложности, но сам факт участия и сделанная работа — определенная веха развития нашего коллектива и свидетельство взаимовыгодного сотрудничества мастерских.
Роспись небольшого домового храма-часовни в честь сщмч. Харлампия в Покровском монастыре в г. Толочине (Белоруссия) — несмотря на небольшой объем, стала очень творческой и важной работой. Греческая архитектура храма-часовни, построенной в 2021 г., и заданная афонская тематика росписи требовали решить проект в стиле Панселиноса. Но мы пошли нестандартным путем и создали проект, идущий из глубины современного человеческого восприятия. Греческая афонская живопись XV-XVI вв. красива, хрестоматийна, но для современного человека, перегруженного визуальной и смысловой информацией, слишком насыщена. Преодоление искушения ковровости, т.е. живописи с минимум пауз, c крайней заполненностью, и движение в сторону лаконичной выразительности— одна из основных задач современного церковного искусства. Конечно, при наличии технического задания ориентироваться на афонский стиль мы могли бы интересно решить и это, но здесь такого задания не было, и мы воспользовались предоставленной нам творческой свободой. На мой взгляд, получилось достойно.
С игуменией Покровского монастыря матушкой Анфисой, как и со многими нашими заказчиками, мы дружим очень давно. Относительно недавно, перед пандемией в 2019—20 гг. мы расписали в этой обители домовый храм Всех святых и алтарь Покровского собора.
В этом году нами было выполнено немало проектных работ. Но реализуются ли они, покажет время. Мы начали работу над иконостасом нижнего храма Введения Божией Матери в Черневе. Этот храм особенно близок мне, т. к. в нем служил мой духовник архимандрит Сергий Объедков. Настоятель этого храма о. Игорь Федоров – очень чуткий к искусству и внимательный к людям человек, и работать с ним особенно приятно.
В завершение скажу банальное, но искреннее: очень надеюсь на много интересных работ в следующем году, а также на любовь, заповеданную нам даже по отношению к врагам, и на мир, если не во всем мире, то в душе каждого конкретного человека.
Художественный руководитель мастерской художник-иконописец Светлана Ржаницына