В 2022 году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отпраздновал 30-летний юбилей. Это время научной и творческой зрелости было отмечено как торжественными мероприятиями и конференциями, так и новыми свершениями во благо Церкви.
Одним из таких свершений стало написание художниками факультета Церковных художеств ПСТГУ иконы Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская». Этот образ посвящен памяти о трагических событиях в г. Буденновск в Дагестане, который в июне 1995 году захватили террористы Шамиля Басаева. Тогда, во укрепление православных, над городом явилась Богоматерь, скорбно предстоящая Кресту Господню. Ее видели многие: и заложники, которых нелюди согнали в городскую больницу, и оставшиеся в домах жители Буденновска, и даже некоторые из террористов.
Вот одно из свидетельств о чудесном явлении. Оно принадлежит одной из заложниц, Вере Владимировне Евтушенко: «Меня захватили вместе с пассажирами городского автобуса. Потом переводили из отделения в отделение. В субботу нас согнали в терапию и во время первого штурма выставляли в окна с белыми простынями и заставляли кричать: «Не стреляйте!» ...Когда ночью начался второй штурм, терапия стала дымиться. Нас опять перегнали в кардиологию: кто ползком, кто как мог, в жутком страхе… А утром в воскресенье, 18 июня, приблизительно в промежутке от восьми до десяти часов утра одна женщина вдруг воскликнула: «Девчата! Смотрите!» Все осторожно, боясь попасть под пули наших солдат, выглянули в окно, обращённое на восточную сторону, и увидели на небе Крест, как бы облачный. Справа от Креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращённая в ¾ ко Кресту, молящаяся в темных одеждах».
К 40-му дню по завершении трагических событий была написана Свято-Крестовская икона Богоматери, обликом своим напоминающая Ахтырскую: Матерь Божия, молящаяся у Креста. В начале 2020 года епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон обратился к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву с просьбой о содействии в разработке иконографии образа Явления Пресвятой Богородицы в городе Святой Крест, ныне именуемом Буденновск, который мог бы стать каноническим и благословленным Церковью. Это обращение стало началом большой художественной, духовной и научной работы, участие в которой приняли преподаватели и студенты факультета Церковных художеств ПСТГУ. Эскиз иконы был разработан. Его утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и одобрил Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. После этого художники приступили к написанию образа.
При разработке эскизов перед специалистами стояла непростая задача: изобразить события теракта так, чтобы они были узнаваемы, и в то же время, образ соответствовал бы церковному канону, требующему от иконы немалой доли условности. Само написание иконы, посвященной реальным событиям, соответствует традициям церковного искусства. Такие иконы появлялись в разные времена: «Явление Богородицы в Почаеве», «Пюхтицкая у источника», «Боголюбская». Особенно интересна икона Пресвятой Богородицы «Августовская»: она запечатлела явление Богоматери русским солдатам на фронтах Первой Мировой войны.
Художники ПСТГУ разработали несколько вариантов образа. В результате длительной кропотливой работы ими была написана икона, которую торжественно доставили в Буденновск. 18 июня 2022 года в храме Казанской иконы Божией Матери состоялось ее торжественное прославление. Его возглавили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон. Образ торжественно вынесли из алтаря на малом входе Божественной Литургии. Владыка Кирилл зачитал резолюцию Святейшего Патриарха: «Благословляется в пределах Ставропольской митрополии установить почитание образа явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Свято-Крестовская» во граде Святой Крест (Буденновск) в 1995 году. Утвердить дату ежегодного празднования 18 июня по новому стилю». Епископ Гедеон прочел собравшимся повествование о явлении образа Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская» над городской больницей. По завершении Литургии состоялся крестный ход с новопрославленной иконой к храму-часовне иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенной у стен больницы, которая в 1995 году сделалась центром трагических событий. Там отслужили молебен Пресвятой Богородице и заупокойную литию по всем убиенным в ходе теракта.
Центром композиции Свято-Крестовской иконы является образ Пресвятой Богородицы, молящейся у Креста. Он заключен в овальную мандорлу – символ Божественной благодати. Над Богоматерью написана полуфигура благословляющего Спасителя с раскрытым Евангелием. В нижней части иконы – изображение земных трагических событий, послуживших ее написанию. Такое соединение земного и Небесного пластов бытия имеет немало аналогов в церковном искусстве. Это и иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», «Живоносный Источник» и другие, на которых изображены обычные люди, молитвенно чающие помощи Пречистой. И житийные образы святых, в частности, мучеников, на которых можно увидеть не только непрославленных в лике святых людей, имевших существенное влияние на жизненный подвиг угодников Божиих, но даже изображения их убийц и мучителей.
Приведем фрагмент из пояснительной записки к иконе, составленной руководителем художественной мастерской ФЦХ ПСТГУ Ларисой Георгиевной Гачевой.
«Группа заложников в нижней части композиции иконы представляет собой собирательный образ, созданный на основе документальных фотографий, и одновременно обобщающий группу в образ страдающего «народа», состоящего из людей различного возраста (дети, женщины с младенцами, люди среднего возраста, старики). Важной частью группы являются врачи в белых халатах, в контрасте с темными силуэтами мучителей, являющие собой неизменный образ христианского служения и помощи ближним.
...Архитектура больницы изображается достаточно условно, при этом она должна быть узнаваема. Несколько изображаемых элементов на архитектуре обозначают ее принадлежность и дают условное описание событий: красный крест над входом, дверной проем, который стал и знаком вхождения на страдания и избавления от них, белые простыни-флаги, языки пламени из окон, которые передают драматические события штурма здания.
Поля иконы ...представляют собой своеобразный ковчег-раму, мемориального значения. На полях — синодик имен 129 человек, погибших во время теракта.
...У основания иконы, на нижнем поле рамы, представлено изображение Воскресенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, находившегося на месте больницы и явления Божией Матери».
Столь серьезный труд – написание иконы, которая вошла в традицию, в Предание Православной Церкви, стал результатом многолетней практической работы и научных изысканий. За 30 лет художниками ФЦХ ПСТГУ было расписаны десятки храмов, написано около ста иконостасов.
Роль факультета Церковных художеств в структуре ПСТГУ особая: здесь не только ведется преподавание и научная работа. Как отметил на юбилейной конференции «Богословские основы образовательной концепции ФЦХ» ректор университета протоиерей Владимир Воробьев, факультет связан непосредственно с Церковью, с ее литургической жизнью, ее благоукрашением. По словам о. Владимира «сейчас особенно требуется богословское осмысление искусства иконописи». Не менее важно, чтобы сам иконописец имел опыт духовной жизни в лоне Православной Церкви, ведь только подлинный духовный опыт дает связь с Вечностью, отражением которой является икона – об этом на той же конференции говорил декан ФЦХ протоиерей Александр Салтыков.
Алина Сергейчук