Иконостасы и утварь из крымского известняка, которые создает артель «Анфилада», украшают храмы по всей России. В 2022 году мастера благоукрасили строящийся храм сщмч. Ермогена в Зюзино (Москва). Об этой и других работах мы беседуем с руководителем мастерской священником Димитрием Горякиным.
- Вы создали иконостас из крымского известняка для храм святителя Ермогена, который строится в московском районе Зюзино.
- Этот однорядный иконостас украсил крестильный придел, посвященный святителю Луке Крымскому. Придел решен в византийской стилистике и, по сути, является самостоятельной маленькой церковкой, пристроенной к основному храму. Наша алтарная преграда соответствует ему. Под стать ей – престол и жертвенник, которые мы выполнили из того же известняка и украсили резьбой, а также оклад купели.
- Крымский камень в приделе, посвященном крымскому святителю, - это неслучайно?
- Да, именно таков был замысел настоятеля. Мы с радостью выполнили этот важный заказ и посвятили его святителю Луке.
- Как создавался проект алтарной преграды?
- Храм спроектировал московский архитектор. Нам же был предложен эскиз иконостаса. Уже на стадии строительства церковного здания я приехал, чтобы снять размеры. Затем наступил черед адаптации художественного замысла в проект. Нам пришлось несколько переработать изначальную концепцию, чтобы иконостас уместился в храме. Разработали мы и художественное решение: орнаменты, резной декор – в заданном заказчиком направлении. Видение заказчика помогло нам наилучшим образом реализоваться в этом проекте как художникам.
- Храм свт. Ермогена решен в московском стиле, а придел свт. Луки – в византийском.
- Архитекторам удалось удачно сочетать две эти стилистики. Пространство придела свт. Луки: льющийся сверху свет, паникадило, невысокий иконостас – очень точно соответствует традиции византийского храмоздательства. Уже сейчас чувствуется, какая в нем молитвенная атмосфера. Нам было приятно работать там. Настоятель, его помощники и прихожане тоже выражали свою радость при виде нашей работы. Когда мы заканчивали монтаж, даже пришли хористы, чтобы опробовать акустику храма, и она оказалась замечательной! Установка иконостаса, престола и жертвенника создала литургическое пространство – и люди это почувствовали.
- Батюшка, у вас немалый опыт работы с заказчиками. Расскажите, как изначальный замысел, эскиз превращается в проект, который можно реализовать в камне?
- Художник, создающий эскиз, может быть очень хорошим, но не представлять, как будет воплощаться задуманный им эскиз. В этом и состоит разница между художником и архитектором: он мыслит площадями, а мы – объемами. Я понимаю, как эта плоскость будет сходиться с той, какой получится объем, какое сочленение линий, как будет вести себя изменяемая геометрия... Поэтому реальная ситуация всегда вырисовывается на художественном совете с участием исполнителей.
- В Алупке в 2022 году вы украсили иконостасом храм Архистратига Михаила.
- Мы создали для него одноярусный иконостас из крымского известняка в придел святителя Николая Чудотворца. Особенность этой алтарной преграды – кружевная легкость, прозрачность. Там нет плотных перекрытий: ни вокруг царских и диаконских врат, ни вокруг икон. Эта легкость подчеркивает мысль, что между Богом и человеком нет стены, что между этим миром и Царствием Небесным, которое должно присутствовать уже в нашей жизни и куда нас призывает Христос, очень тонкая грань. Работа еще идет: мы выполнили каменную часть, предстоит сделать Царские врата, диаконские двери, крест-навершие.
Беседовала Алина Сергейчук