ХППЛ Домострой. Итоги года-2022: от реставрации Московского метро – до мозаик шахтерского храма

2022 год стал для Художественно-Производственного предприятия Лаврентьевых «Домострой» временем плодотворной работы. Реставраторы, проектировщики, художники, мозаичисты, строители предприятия потрудились на славу, как на церковных, так и на светских объектах, в том числе федерального значения. Для художественного подразделения предприятия основными стали создание мозаичного и живописного убранства храма Равноапостольного князя Владимира в Балашихе М.О. и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кемерово, а для строительно-реставрационного – реставрация станций метро «Новослободская» и «Смоленская», главного дворца усадьбы «Архангельское» и паломнической гостиницы Зосимовой пустыни.

 

О художественных работах ХППЛ «Домострой» нам рассказал научный консультант предприятия Андрей Викторович Гамлицкий, специалист в области теории и истории искусств.

- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кемерово – интересный авторский проект, весьма удачный и гармоничный. Его архитектура сочетает в себе наследие древнерусского искусства и эпохи ампира. ХПП Лаврентьевых «Домострой» взяло на себя сложную и ответственную работу – оформление его центральной части, в том числе подкупольного пространства, а также написание икон в иконостас. Особенность убранства Покровского храма состоит в том, что в нем сочетаются мозаики и роспись. Площадь мозаик составила около 580 квадратных метров, живописи – более 1000.

 

- Программу художественного убранства храма Покрова составил архимандрит Алипий (Светличный), самобытный искусствовед, богослов, исследователь древнего церковного искусства. Наверняка он предложил нечто необычное.

- Да, отец Алипий предложил очень интересную программу, которая позволила создать выразительное убранство. Для ее воплощения в жизнь потребовались немалые труды. По желанию заказчика мы выполнили мозаики и росписи в стиле раннехристианского искусства V-VI столетий нашей эры. В те времена были еще живы традиции античного искусства, которые сочетались с формирующимся христианским богословием. Работа в этом ключе стала серьезным вызовом для наших художников. Самая интересная часть программы реализована в мозаиках. Например, на центральном своде изображены святые, которые стоят на фоне Небесного Иерусалима, а под ногами у них течет Река жизни. Мне довелось спроектировать барабан, воплотив в мозаике идею о. Алипия. Такого еще никто не делал. В этом относительно небольшом объеме объединено множество сложных мотивов: и огненные херувимы, и райский сад, и роскошные деревья с плодами. Все это решено в золотом цвете, который объединяет композицию купола, – получилось очень красиво.

 

- Убранство Покровского храма создавалось одновременно с его возведением. Как это удалось осуществить?

- Мы выполняли живопись на холстах, которые затем монтировали на стены. В это же время в мозаичной мастерской ХППЛ «Домострой» создавались мозаики, а в столярной – деревянная утварь. Соответственно, живопись мы писали маслом. Это поставило перед нашими художниками еще одну сложнейшую задачу: приблизиться к стилю, не свойственному технике. Как известно, первохристианское искусство – это фреска, но никак не масло. Но, согласно строгой оценке о. Алипия, все удалось.

 

- Храм Покрова в Кемерово возведен при шахте. Это как-то отразилось на его убранстве?

- Возведение храма было профинансировано руководством шахты. Он соединен со зданием администрации добывающего предприятия. Замысел его таков, что горняки могут подняться из забоя и пойти помолиться или наоборот, зайти попросить у Бога благословения на трудовой день. Впрямую тема шахтерского труда в убранстве храма не отражена, но в нем присутствует миссионерский мотив – чтобы все было понятно даже неподготовленному человеку. Для этого в нижней части стен разместились пространные тексты из Евангелия.

 

- Перейдем к храму Равноапостольного князя Владимира в Балашихе. Программа его убранства включает немало редких, даже уникальных композиций. Какова его главная мысль? 

- Наша задачей было отразить связь этого храма с Росгвардией, с подвигами героев, положивших свои жизни за Родину. И при этом – как и в любом православном храме, отразить Евангельские события. Чтобы для каждого человека, который войдет в этот храм, было сразу понятно, что храм этот – воинский, мы использовали сюжеты из разных эпох истории Христианства: битва равноапостольного Константина с Максенцием, победа Димитрия Донского на Куликовом поле, Ледовое побоище.

 

- Какой из сюжетов вы назвали бы наиболее интересным?

– Безусловно, это композиция «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная на западной стене Князь-Владимирского храма. Она как бы продолжает композицию «Страшный суд». Никто еще не применял этот сюжет в монументальной живописи. До сих пор он существовал только в виде иконы, которая хранится в Третьяковской галерее, – а мы постарались ее пересказать языком стенописи. Сюжет этой композиции родился во времена Иоанна Грозного на основе Откровения св. Иоанна Богослова. Он выражает связь между земным и Небесным воинством. Мы видим конных Архангела Михаила и святого князя Владимира, которые возглавляют рать ангелов и святых воинов, скачущих от падшего и разрушенного Вавилона к Небесному Иерусалиму. Там их встречает Пресвятая Богородица, Которая восседает на троне с Богомладенцем на руках. Этот сюжет говорит не только о воинских подвигах – он напоминает, что Небо очень близко к земле, что Господь и Его угодники присутстсвуют в нашей жизни и споборают – помогают – верным им людям.

 

О реставрационных работах ХППЛ «Домострой» нам рассказал Заместитель Генерального директора Александр Алексеевич Лаврентьев.

- В минувшем году нами были выполнены большие работы на серьезных объектах: отреставрированы фасады Центрального дворца Музея-усадьбы «Архангельское», выполнена реставрация павильонов станций Московского метрополитена «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и «Новослободская» Кольцевой линии. Мы потрудились и на реставрации Зосимовой пустыни – по остаткам стен и сохранившимся документам воссоздали паломническую гостиницу этого монастыря в том облике, который она имела до революции. Воссоздали крышу, резные элементы и т.п.

 

- Какие работы были выполнены в Архангельском?

- Мы отреставрировали все фасады Центрального дворца Юсуповых – 3600 квадратных метров. Также отреставрировали крыльца – это около 600 квадратных метров. Работа была непростой. Крыльца построены из огромных блоков песчаника, обтесанных с одной стороны под плиту. Мы полностью их перебирали – при том, что каждый камень весил не менее полутоны.

 

- Московское метро – одна из достопримечательностей столицы. Сейчас многим его станциям возвращают изначальный облик.

- Мы реставрировали верхние вестибюли станций «Смоленская» и «Новослободская». Работу начали в 2021 году, в 2022 завершили, доработав последние детали. Реставрировали входы, карнизы, потолки, лепной декор, штукатурное покрытие. Много работали с мрамором: облицовкой стен, колоннами. На «Смоленской» нами также были выполнены большие работы по мозаичному декору: воссоздано панно с гербом.

 

Подготовила Алина Сергейчук

 

ХППЛ "Домострой" +7 (968) 893-18-88 +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru