Единство архитектурного и художественного решения

Дворцы, беседки, парки... Царская тропа, Новый свет, Крестовая гора – все эти топонимы родились благодаря пребыванию Романовых в Благословенной Тавриде (слово Крым как имя полуострова широко стало использоваться уже при Сталине). Как свидетельство искреннего благочестия Императорской фамилии, побережье освятили храмы, формы и убранство которых вобрали в себя лучшие достижения художественной мысли своей эпохи.

Крестовоздвиженский храм в Ливадии

Имение Ливадия в 1860 году было приобретено императором Александром II для своей супруги Марии Александровны: врачи посчитали, что местный воздух поможет слабому здоровью царицы гораздо эффективнее, нежели пребывание на лучших курортах Европы. Начались работы по перестройке имения прежних владельцев в царский дворец. Императрица Мария, отличавшаяся благочестием, высказала пожелание обустроить в отдельном здании храм – причем построить его в духе христианской древности. Строительство церкви, как и реконструкцию жилого дома, поручили архитектору А.И. Монигетти, автору многих зданий в Санкт-Петербурге, Царском селе и Москве. Он и возвел небольшой, но весьма самобытный храм из белого мрамора, украшенного изысканной резьбой. Вот как описывал его современник: «Церковь ...представляет собой счастливое решение задачи в византийском стиле: необыкновенно изящного небольшого храма... У г-на Монигетти всякая деталь обработана до восхитительной степени совершенства…». Расписывал храм А.Е. Бейдеман. В качестве образцов живописи художник использовал древние христианские изображения, найденные в катакомбах Рима и на Востоке. В качестве запрестольного образа алтарь украсило великолепное золотофонное мозаичное панно Воздвижения Креста Господня – именно этому событию церковной истории был посвящен храм. Яркость мозаики подчеркнула благородную красоту белоснежного иконостаса из резного мрамора с отлитыми из бронзы Царскими вратами. Это панно дополнила еще одна мозаика – образ ангела, расположившийся над входом в храм. В 1911 году лаконичные формы здания были дополнены изящной колоннадой, выполненной в византийском духе.

Крестовоздвиженскому храму было суждено стать свидетелем важнейших событий истории России. Под его сводами впервые прозвучали заупокойные молитвы о почившем в Ливадийском дворце императоре Александре III. А еще прежде того здесь горячо молился праведный Иоанн Кронштадтский, испрашивая у Вседержителя продления дней Самодержца, но ход истории был предопределен Промыслом Божиим. В Ливадийском Крестовоздвиженском храме в преддверии вступления на императорский престол принес присягу на верность России цесаревич Николай Александрович. Здесь же совершился переход в православную веру его невесты – принцессы Алисы Гессенской, будущей святой государыни-страстотерпицы Александры Феодоровны. И нет ли в посвящении храма Кресту Христову предзнаменования того, что жизнь и царствование святых супругов стали для них ежедневным крестоношением и закончились Голгофой...

Церковь Покрова в Нижней Ореанде

Еще один памятник благочестия и тонкого художественного вкуса последних поколений Романовых расположен совсем недалеко от Ливадии – в Нижней Ореанде. Дорога от Ливадии до Ореанды по тропе, проложенной по приказанию императора Николая II, занимает около часа. Здесь любили прогуливаться русские цари, особенно – государь Николай Александрович, который с легкостью и удовольствием совершал моцион, проходя быстрым шагом довольно большие расстояния.

История возведения Покровской церкви немало говорит о ее строителе – великом князе Константине Николаевиче. В 1852 году императором Николаем I в имении Нижняя Ореанда был возведен великолепный дворец в античном духе. Дорические портики, атриум (внутренний дворик), фигуры кариатид... Расположенный на скальной террасе дворец господствовал над местностью, в то же время удачно вписываясь в нее. В этом счастливая особенность русской архитектуры того времени: умение не подчинять природу замыслу строителя, но возводить здания, словно рождающиеся из окружающего пейзажа, подчеркивающие его гармонию и обрамляемые им, как некой романтической рамой. Дворец стал подарком царя своей супруге – императрице Александре Феодоровне. Вокруг разбили роскошный парк, по сей день являющийся украшением местности. На высокой скале, нависающей над обрывом, установили крест в память об императоре Александре I, бывавшем в этих местах и скончавшемся при возвращении в Петербург в Таганроге. С тех пор скала стала именоваться Крестовой.

Шли годы. По кончине императора Николая I Ореанда отошла к его второму сыну – Великому князю Константину Николаевичу. Здесь он провел много радостных дней... Но в 1881 году произошло несчастье. Дворец сгорел. Великий князь, с удивительным спокойствием встретивший удар судьбы, переселился в небольшой адмиральский домик, расположенный на территории имения. Сын и брат императоров Российской империи, на протяжении жизни управлявший морским ведомством, бывший председателем Государственного совета и наместником Царства Польского, не имел достаточно средств, чтобы восстановить родовой дворец. Он стал жить в Адмиральском домике, а из груд ценного камня, оставшихся от величественного здания, решил возвести храм.

Благое начинание было осуществлено архитектором А.А. Авдеевым к 1885 году. Церковь выстроили в грузино-византийском стиле и посвятили Покрову Пресвятой Богородицы: в этот глубоко почитаемый им праздник Великий князь обычно находился в Ореанде.

Храм Покрова в Ореанде – прекрасный памятник русского модерна. Он несет в себе черты исторического стиля: античности, самобытность кавказских православных храмов – и в то же время не является подражанием или набором неких деталей. В каждой черте чувствуется глубокая мысль, единство архитектурного и художественного решения. Остроконечный конус купола перекликается с причудливыми очертаниями скал. Очертания храма представляют собой процветший крест – не таится ли здесь мысль об истории возведения этой церкви, ставшей благим плодом печального события (гибели дворца)? Удивительным синтезом архитектуры и природы, не имевшим места, кажется, более нигде, стала звонница храма. Ее обустроили среди мощных ветвей одного из вековых дубов, которые росли близ церкви. Чтобы сохранить эти деревья, алтарь храма не был ориентирован строго на восток, но немного отклонился к югу. На дубе установили помост для звонаря, две горизонтальные балки... Вес главного благовестника (самого тяжелого колокола звонницы) составил 160 килограммов, помимо него между ветвей дерева разместились еще 4 колокола.

Храм украсил невысокий резной иконостас из ценных пород дерева: дуба, кипариса, можжевельника, ореха. Полы покрыли полированным цветным мрамором. Из белого каррарского мрамора изготовили кресты, которыми украсили церковные фасады. Но главным украшением и приметой небольшой церкви стал сплошной ковер мозаичных панно, покрывших ее изнутри вместо стенописи. Выполнил эти панно итальянский мастер Антонио Сальвиати, который смог создать образы, соответствующие духу и стилистике православного храма, опираясь на эскизы, предложенные князем Г.Г. Гагариным и художником М.Н. Васильевым. В конхе апсиды (своде алтаря) разместилось панно, изображающее Покров Пресвятой Богородицы. Современники вспоминали, что, когда в алтаре совершалось каждение, Пречистая словно являлась молящимся с облаков, как это было в историческом событии, вспоминаемом в день Покрова. Купольную часть храма украсил редкий образ Спаса-Эммануила – Христа-Отрока. Его окружают изображения апостолов в округлых медальонах; в парусах храма – четыре евангелиста. Особой графичностью отличаются панно, посвященные Рождеству и Воскресению Христову. Тона, в которых выдержаны мозаики храма, нежные, словно переходящие из одного в другой. В этом их разительное отличие от яркой, контрастной мозаики в алтаре Крестовоздвиженской церкви Ливадии.

В 1892 году, по кончине Великого князя Константина Николаевича, Ореанду приобрел у его наследников император Александр III – с тем, чтобы подарить Наследнику, будущему Государю-мученику Николаю Александровичу. Ореанда вновь стала царской, и Романовы очень любили ее изысканно-простой храм. Храм Покрова несет в себе воспоминания о святых, молившихся в нем: Царственных страстотерпцах и преподобномученице Елисавете, праведном Иоанне Кронштадтском, совершавшем здесь Литургию...

Убранство храма Покрова сохранилось до наших дней лишь отчасти. Сегодня оно восстанавливается – деликатно, но с внесением некоторых изменений. Так, вместо деревянного прихожан встречает иконостас из светлого мрамора. В алтаре установлены престол и жертвенник из резного крымского известняка, выполненные мастерской «Анфилада», вполне соответствующие духу и убранству церкви, но заменившие деревянные, которые были здесь до революции.

Алина Сергейчук