Оценка архитектурного решения храма

Нами предпринята попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. Оценка эта производится по основным характеристикам архитектурных решений, представленных в проекте, и включающих как общие архитектурные критерии, так и спе цифические для храмового зодчества, такие как символика архитектурных форм. Перечень критериев сопровожден комментариями, более полно раскрывающими их смысл.

1. Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в т.ч. доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по сторонам света.

Храм должен располагаться по возможности в лучшем месте населенного пункта (центральная площадь, парк, в створе главной улицы), а не по остаточному принципу среди унылой застройки или торгового центра. Его доминантность и привлекательноость в условиях размещения среди крупных жилых и общественных зданий может быть обеспечена богатой пластикой формы, грамотным использованием цвета и приемов монументального искусства. Храм должен иметь пешеходную доступность от жилой застройки, а также от остановок общественного транспорта. Ориентация церковного здания по сторонам света может быть направлена не строго по оси запад-восток, а с учетом особенностей его градостроительного размещения в застройке.

2. Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений – их связь с храмом; возможность строительства очередями.

Размещение храма и других сооружений храмового комплекса должно обеспечивать главенствующую роль церковного здания при его восприятии с направлений подходов и подъездов, удобные функциональные связи между отдельными зданиями, наличие всех необходимых вспомогательных сооружений (дренажный колодец, печь для сжигания записок и т.д.). Проект застройки территории должен учитывать возможность будущего строительства дополнительных зданий и сооружений в ходе развития жизни прихода.

3. Учет современных условий церковной жизни в объемно- планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР.

Объемно-планировочное решение должно не только соответствовать требованиям православного богослужения, но и учитывать современные условия церковной жизни, в т.ч. наличие необходимых вспомогательных помещений технического характера, комнаты для ухода за ребенком, гардеробной верхней одежды, церковной лавки. Объемно-планировочное решение должно обеспечивать соблюдение государственных стандартов по обеспечению доступности и безопасности пребывания в храме и вспомогательных зданиях храмового комплекса. Экономичность строительства может быть достигнута через рациональное использование объема храма, возможность строительства очередями, использование котлована для организации цокольного этажа и т.п.

4. Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы, вентиляция.

Архитектурно-строительное решение храма должно обеспечивать оптимальные условия температурно- влажностного режима для комфортного пребывания молящихся. Следует уделить внимание вентиляционной системе, чтобы добиться соответствия помещения современным требованиям по воздухообмену в общественных зданиях, благодаря чему в храме не будет душно при любой степени его заполненности. Не менее важна акустика в помещении, распространение разборчивого звука в любое место пребывания прихожан и священнослужителей. Размещение и архитектурное решение звонницы должно обеспечивать удобство доступа к ней и беспрепятственнное распространение звука.

5. Выбор конструктивного решения, обеспечивающего рациональную организацию внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания.

Задачу организации обширного внутреннего пространства храма с хорошей обозримостью богослужения в любой его точке можно решить, используя монолитную конструкцию бесстолпного покрытия. Экономичность и быстровозводимость храма достигается с применением монолитного бетона в покрытии и внутренних несущих конструкциях. Нежелательно использование многослойной конструкции наружных стен со слоем утеплителя, что характерно для гражданского строительства зданий, рассчитанных на ограниченный срок эксплуатации.

6. Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма, их связь с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

Общее архитектурное решение храма, его внешний облик и интерьер, отдельные формы и детали должны отражать символику храма и богослужения, как это трактуется в святоотеческих писаниях и опыте Церкви. Ничто в архитектурном решении храма не должно быть применено просто ради эстетики, все должно быть наполнено богословски осмысленным содержанием. Это объясняет устойчивую традиционность применяемых композиционных приемов и средств выразительности в православном храмоздательстве, т.к. богословие и богослужение неизменны в любую эпоху. Следует обратить внимание на организацию светопроемов в храме, помня, что свет в храме существует не только для освещения внутреннего пространства, но символизирует собой Божественный свет Христов, идущий с небес. Поэтому с древности свет поступал в храм в основном из светопроемов барабана главы и небольших проемов в верхней зоне храма.

7. Композиционные достоинства и недостатки объемно-планировочного решения.

Данный критерий отражает профессиональную осведомленность автора проекта в законах построения архитектурной композиции и особенностей храмоздательства, в том числе:
- отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;
- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;
- размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее пространство для монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;
- иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства (нарастание насыщенности декора по высоте);
- симметрия в главном и ассиметрия в деталях;
- пропорциональность целого и частей;
- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;
- простота основной формы и изыс- канность декоративных элементов, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

8. Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего.

Благолепие храма достигается при использовании следующих приемов:
- синтез искусств (монументальная роспись, мозаика, художественное литье и ковка, резьба иконостаса и киотов и проч.);
- использование лучших натуральных материалов;
- вложение большого, кропотливого труда в благоукрашение;
- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма (особое внимание следует обратить на входной портал, который встречает входящего в Дом Божий).

9. Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

Этот критерий отражает принадлежность храмовой архитектуры вселенской православной традиции, а не только национальной, хотя критерий узнаваемости именно русского православного храма имеет большое значение.

10. Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма.

Приверженность традиции не означает механическое повторение архитектурных решений прошлого. Сама традиция дает нам пример непрерывного и смелого поиска нового, созвучного эпохе. Но и нововведения не должны стать самоцелью. Они вытекают из естественных условий существования Церкви в новых условиях окружающей жизни, технических возможностей строительства, но не подделываются под них, а избирают то, что соответствует современным требованиям Церкви.