Помочь увидеть духовную красоту этих мест

Столетие убиения Государя Николая Александровича с семьей – дата, которая не может не затронуть сердца человека, мало-мальски интересующегося историей России, а тем паче человека верующего. Паломническая служба «Радонеж» разработала несколько маршрутов, посвященных Царской теме, и маршруты эти пользуются немалым интересом у путешественников. Своими размышлениями по теме с нами поделился руководитель ПС «Радонеж» Юрий Ахметович Минулин.

– Что вы хотели бы донести до паломников, отправляющихся в маршрут, посвященный Царской семье?
– Главное – то духовное совершенство, которое они явили в своей жизни, особенно в свои последние дни. Из-за исторической роли Царской семьи люди относятся к ней по-разному. Одни считают Государя слабым, другие – лучшим правителем в истории России и чтут его именно за это... Конечно, исторические события имели место. И экономические успехи России. И то, что Царь отрекся от престола.

– Какие же места вы посещаете, вспоминая эти события?
– Мы обращаемся к каждому эпизоду, происходил ли он в Москве, в Санкт-Петербурге или в Сибири. У нас несколько Императорских маршрутов. Например, в Москве такой маршрут пролегает через те места, которые связаны с Домом Романовых. В частности, с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Государя Николая II, московским Генерал-губернатором, и его супругой преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Его убили те, кто готовил революцию, – в 1905 году. А ее – 13 лет спустя, в 1918 году, в день его именин. Великая княгиня Елисавета была казнена, будучи уже просто монахиней, сестрой милосердия, и уж точно не имея отношения к престолу или возможности его наследовать. Убита только за то, что она носила фамилию Романова. К их памяти можно прикоснуться в Москве: в их поместье Ильинском-Усово, где они провели свои счастливые дни и где во время Первой мировой войны Великая княгиня устроила лазарет. В Марфо-Мариинской обители, основанной ею. Можно поклониться месту, где погребен Сергей Александрович, – в Новоспасском монастыре, в фамильной усыпальнице Романовых. Наши группы там молятся: маршрут начинается панихидой или литией по убиенному Великому князю. Один наш маршрут в Москве посвящен преподобномученице Елисавете и великому князю Сергею Александровичу, другой – истории дома Романовых.

– Когда говорят о паломничестве по местам, связанным с Государем и его семьей, мысль переносится на Урал...
– Наш Пермский маршрут в значительной мере посвящен преподобномученице Елисавете. Тому, как она проходила свой жизненный путь, который завершился в Алапаевске. В этот маршрут входят такие места как Пермь, Белая гора, Соликамск, Чердынь, Екатеринбург и, конечно, Алапаевск. Другой маршрут посвящен семье Императора. Он пролегает через Тобольск, Тюмень, Покровское, Екатеринбург, Алапаевск, Верхотурье. Он включает и те места, которые были значимы для Государя и его семьи как для верующих людей, и те, где они оказались, став арестантами. Мы молимся не только Царственным страстотерпцам, но и тем угодникам Божиим, к которым прибегали они сами, которые укрепляли их в жизни и в смерти. Например, среди вещей, оставшихся после убиения Царственных мучеников, было два образка праведного Сименона Верхотурского. Это не случайно. Государь состоял в переписке с братией Николаевского монастыря в Верхотурье, построил там, в глуши, величественный собор, самый большой за свое царствование. Он уступает в размерах только Исаакиевскому собору и Храму Христа Спасителя. Царская семья планировала паломничество в Верхотурье, они надеялись, что там, у святыни, окрепнет здоровье Цесаревича. Но долгожданной поездке помешало начало Первой Мировой войны. Зато в Верхотурье побывала преподобномученица Елисавета, а также подруга Государыни Анна Вырубова.

– Вы посещаете Тобольск – место заключения Царской семьи, откуда они были отправлены в Екатеринбург...
– Тобольск – это место удивительной тишины. Царственным страстотерпцам там парадоксальным образом было хорошо. Там, уже в заточении, они сконцентрировали свою христианскую сущность, которую всегда несли в душах. В Тобольске, в доме губернатора, за высоким забором, судьба дала им возможность немного пожить частной, а не царской, жизнью, подумать, помолиться, – подготовиться к тому, что произойдет в Екатеринбурге, в доме Ипатьева. А еще до Тобольска мы посещаем Тюмень. Через этот город Царская семья следовала в заключение. Маршрут был таким: Тюмень – Тобольск – Екатеринбург. В Тюмени, рядом с тем местом, где Страстотерпцы садились на пароход «Русь», теперь стоит поклонный крест.

– Один из маршрутов, посвященных преподобномученице Елисавете, – теплоходный.
– Великая княгиня в своей жизни не раз плавала на пароходе: в царской России этот способ передвижения был не столько развлекательным, как сегодня, сколько практичным и удобным. И в заточение ее везли по воде. Мы из Казани идем в Елабугу, Нижнекамск, Воткинск и доходим до Перми и Белой горы, где посещаем те места, которые связаны с жизнью и страданиями Елисаветы Феодоровны и Царской семьи. Этот маршрут более легкий, нежели сухопутный, он посвящен не столько трагическим событиям 1918 года, сколько исторической, историко-культурной, духовной стороне нашей темы.

– С именем преподобномученицы Елисаветы связана и Святая земля, ведь она погребена там...
– По убиении ее мощи были перенесены через всю Сибирь: через Читу, Харбин, прибыли в Пекин, пробыли там некоторое время, затем проследовали до Шанхая... Вспомните святителя Иоанна Шанхайского! Вспомните нашу эмиграцию – они чувствовали, что они ее должны сохранить. А теперь можно завершить это путешествие – в Иерусалиме. Там, где мощи ее опочили. И где за три десятилетия до этого созрело решение великой княгини принять православную веру, будучи вместе с супругом на освящении русского храма равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе. И вскоре после этой поездки приняла Православную веру по убеждению и зову сердца. Именно там, на Святой земле, она молилась о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Так что с именем святой княгини Елисаветы связано и паломничество на Святую землю.

– А как связана с преподобномученицей Елисаветой Пермь?
– В Свято-Никольском монастыре на Белой горе, недалеко от Перми, жил духовник Елисаветы Феодоровны отец Серафим Кузнецов. Этот монастырь отличался строгостью устава – недаром его именовали Уральским Афоном. Впрочем, тут сыграло свою роль и географическое положение: монастырь расположен на одном из отрогов Уральских гор. Местность там очень красивая, величественная. В скиту обители братия устроили пещерный храм, вырубив его в скале по образцу пещер Киево-Печерской лавры и посвятив всем Киево-Печерским преподобным. Великая княгиня Елисавета побывала в Перми в 1914 году. Там она молилась, делала добрые дела, в частности, открывала богадельни. Там же она пробыла некоторое время в заключении в 1918 году. Великую княгиню поместили в Успенском женском монастыре, где она даже имела возможность посещать богослужения, но вскоре ее отправили далее, в Алапаевск, где такой свободы уже не было. Мы посещаем и Белогорский монастырь, и Успенскую обитель, так что паломники имеют возможность прикоснуться к местам, где бывала святая. В Алапаевске мы, конечно же, посещаем и напольную школу, где пребывали в заточении Великие князья, и старую шахту, место их мученической кончины, близ которого действует женский монастырь. А еще вспоминаем, что в старинном русском городе Алапаевске родился композитор Петр Ильич Чайковский, там прошло его детство, и сохранился его дом-музей. Вот так переплетаются страшное и светлое, мирная жизнь и испытания. На северном маршруте мы заезжаем в Покровское, село, где жил Григорий Распутин. Удивительно, что там сохранилась почта, откуда он отправлял телеграммы Государыне. Меня тронуло, что когда Царь с Царицей ехали из Тобольска в Екатеринбург, лошадей меняли в Покровском – и их экипаж стоял как раз напротив дома Распутина. Запись об этом сохранилась в дневнике Государя.

– Личность Распутина – тема неоднозначная...
– Первые годы я даже не разрешал нашим паломническим группам заезжать в Покровское. Там экскурсовод, местная жительница, рассказывала о Распутине столь талантливо и увлеченно, что все остальные гиды перед ней просто меркли. Дай Бог каждому так говорить! Но ей и было что сказать. С Г. Распутиным было связано очень многое в жизни семьи последнего российского Императора.

– А как Вы сами объясняете паломникам личность Григория Распутина?
– Да человек он был. Русский мужик. По селам таких было много. Царской семье повезло, что он помогал их сыну.

– Какова задача экскурсовода в паломнической поездке?
– Самое главное – не пытаться заставить паломников принять ваш образ мыслей, а дать им увидеть ту красоту и глубину, которая есть в местах, куда мы едем. Пусть человек сам мыслит, чувствует, живет. Здесь больше надо уповать на милость Божию, верить, что каждому откроется то, что должно открыться. Надо создать человеку условия, при которых он сможет это воспринять. Люди разные. Одно восприятие у меня, другое – у вас, третье – у подростка 14 лет...