Звук колокола наполнен образами древности

По каким критериям подбирают колокола на звонницу? По тону звучания? Убранству? А может быть, пора выбирать ансамбль звонов в соответствии со стилистикой здания: если храм решен в духе XIII столетия, то негоже, чтобы его кампаны говорили голосами, свойственными XIX веку? Такой подход уже приходит в нашу жизнь. Как это возможно, нам рассказал иеродиакон Роман, руководитель Колокольного центра Свято-Данилова монастыря г. Москвы.

– Отец Роман, неужели пришло время стилизовать колокола по звучанию к различным эпохам?
– Сейчас есть много замечательных проектов церквей, оформленных весьма изысканно в соответствии с определенным архитектурным стилем. Будь то Арт-Нуво, древняя псковская архитектура или русский стиль XVII века. Такие произведения современного церковного зодчества авторы всегда стараются сделать значительно приближенными к аналогам. И одна из сторон такого соответствия – голос храма и внешний вид колоколов. Они могут звучать столь же архаично и стильно, сколь выглядит звонница, на которой они висят. У нас есть наработки, связанные с изучением древнерусских колоколов, позволяющие выполнить самые необычные заказы. Конечно, не все древние колокола звучат мелодично, но можно выбрать такие модели, которые, с одной стороны, были бы весьма приятны на звук и узнаваемы по характерному тембру, а с другой – необычны и красивы по облику. Сам по себе звук колокола может быть наполнен красками и образами древности. И если мы видим, например, каменный храм, возведенный в XVI столетии, то, конечно, стараемся предложить нечто соответствующее этому времени.

– Как это достигается?
– Прежде всего, звучание зависит от профиля колокола. В каждое время бытовала своя геометрия колокольной формы. Колокола разных веков нами хорошо изучены, и мы применяем эти знания на практике. В частности, не так давно мы выполняли заказ для музея при Алтайском колокольном центре в Барнауле, они теперь имеют уникальный набор звучащих колоколов, воспроизводящих модели разных веков: с XI до XIX. Колокола обладают очень характерным звуком, который дает представление о том, что слышали наши предки. Такой проект позволил кампанологам существенно пополнить научную базу. До этого момента никто не мог сказать, какие звуки лились над русскими храмами в XII, скажем, веке. Можно назвать также церковь мученика Уара в Химках и праведного Феодора Ушакова в Купавне, куда колокола, их профиль и оформление подбирались нами в соответствии с проектом храма.

– Востребован ли столь изысканный подход заказчиками?
– С людьми, которые заказывают колокола, мне доводится общаться уже около десяти лет, и я вижу тенденцию ко все более разборчивому и внимательному отношению. Люди все чаще стараются получить что-то эстетически правильное и интересное: возродить колокола исторического веса, особой высоты звука или тембра, либо заказывают оформление, соответствующее историческим колоколам, которые были на звоннице и не сохранились. Сегодняшние заказчики стараются прийти к хорошо взвешенным решениям в процессе общения с изготовителем колоколов. Время, когда покупатели отрывали с руками все, что предлагал литейщик, к счастью, уходит в прошлое.

– Нередко бывает, что колокол надо подобрать к уже имеющемуся набору...
– Проекты по подбору колоколов в уже существующие ансамбли бывают сложны, но интересны. Например, набор колоколов XVII-XVIII века надо дополнить недостающими колоколами такого-то веса и тона, рассчитать и обосновать новую модель и разработать соответствующее художественное оформление. Мало кто выполняет такие работы на должном уровне, чтобы колокол и по весу, и по звуку, и по декору был хорошо спроектирован. А бывает и такое: для храма святителя Димитрия в Очаково надо было восстановить исторический колокол, от которого сохранился осколок, так, чтобы он звучал в ансамбле с имеющимися. По этому осколку мы восстановили профиль, размеры и вес, внесли коррекцию для достижения нужного тона, а затем при плавке добавили его в металл и оформили колокол в соответствии с эпохой его создания. Так он получил вторую жизнь.

– Научные разработки дают колокольному центру Данилова монастыря серьезный потенциал. Вы делитесь ими с другими предприятиями?
– Очень тесно мы сотрудничаем с заводом «Литэкс» и с фирмой «Вера». В частности, нередко мы разрабатываем художественное оформление или документацию для литья колоколов нашими коллегами. На «Вере» с нашим участием был создан колокольный набор, в который вошли шесть уникальных благовестников, каждый из которых отражает одну из эпох колокольного литья в России, – прежде всего с точки зрения художественного оформления. Самый большой из них весит 40 тонн, наименьший – 1 300 кг. С заводом «Литэкс» мы довольно плотно работаем по усовершенствованию некоторых моделей колокольного ряда предприятия. Поставили себе задачу сделать так, чтобы при сохранении внешнего вида колоколов улучшилось их звучание. Поменяли внутреннюю часть профиля и достигли правильного звучания: в нужный тон, в нужный вес. Благодаря нашей совместной работе, у них появилась вторая линейка – «Монастырские» колокола.

– Какой технологии литья вы придерживаетесь?
– Мы стараемся работать по старинной технологии, хотя не пренебрегаем и современными научными знаниями, связанными с изучением литейного процесса. Стараемся найти точки соприкосновения древних и современных наработок и получить звук аутентичный, соответствующий лучшим историческим образцам. И в то же время добиться того, чтобы колокола были отлиты на высоком современном техническом уровне. В этом плане для нас интересно общение и обмен опытом с коллегами, которые имеют многовековой непрерывный опыт литья по старинным технологиям.

– Где же сохранился непрерывный опыт колокольного литья?
– Прежде всего в Западной Европе. Например, в Италии. Эммануэль Аланкони, владелец небольшой колокольной литейни недалеко от Милана, продолжает дело своих предков и имеет немало заказов, потому что его колокола отлиты весьма качественно. А изготавливаются они совсем простым старым методом, и это вызывает восхищение. Очень трудно взять глину, песок, льняные пряди, молоко, пепел – все буквально со своего двора и соорудить форму для отливки колокола. А эти люди так делают. Поразительно, что они сохранили старые рецепты в такой простоте. Все гениальное просто! У нас литейщики составляют какие-то сложные рецепты, а тут при минимуме современной техники, при минимальной себестоимости результат впечатляет. И понимаешь, что простота эта мнимая, что достигалась она веками, путем идеального оттачивания каждой технологической особенности.

– Экзотические архаичные добавки к глине: конский волос и т.п. – что они дают?
– Они дают необходимые свойства форме. На звук будущего колокола оказывают серьезное влияние характеристики формы, в которой его отливают: скорость и равномерность теплоотвода, газопроницаемость, податливость. Мы стараемся придерживаться старинных рецептов формовочных смесей, лишь немного корректируем их под современные условия. Даже если что-то приходится дорабатывать, например, нам трудно найти свиной жир в достаточном количестве, мы добиваемся характеристик состава, аналогичных древним. Наши формы весьма податливы, достаточно прочны и обладают хорошей газопроницаемостью.

– В разных странах Европы характеристики колоколов отличаются друг от друга?
– Немецкие колокола имеют одни пропорции, итальянские – другие, голландские – третьи. Это связано с историческими традициями и предпочтениями. Везде своя специфика. Например, в Голландии и Бельгии любят карильоны. Там колокола отливаются октавные, с очень точной подстройкой в тон. В Германии этого не требуется, и там можно услышать колокола самые разнообразные по тембру, по структуре звука, в том числе совсем не настроенные и даже не октавные. В Италии тоже не слишком придерживаются точности частичных тонов, от колокола ожидают лишь, чтобы он звучал чисто и давал определенный тон. В каждой стране свои требования к толщине стенки колокола: где-то льют толстостенные колокола, где-то – совсем тонкие. Варьируется соотношение вес/высота тона колокола.

– Многие ли заказчики стараются оснастить свои колокольни непременно к Пасхе?
– Мы не раз встречались с таким явлением: батюшка приобрел набор колоколов зимой, но говорит, что первый звон состоится на Пасху. Воскресение Христово – «Праздников Праздник и Торжество из торжеств», в этот день колокола не умолкают, и особенно радостно бывает звонарю в этот день впервые восславить Бога с помощью новых кампанов. Мы сейчас готовим колокольные наборы к Пасхе в храмы разных концов России, в страны СНГ, в Прибалтику. Есть очень интересный колокольчик для собора в г. Ницца во Франции. Заказов много, и к каждому мы стараемся отнестись со вниманием, в каждую работу внести нечто особое, чтобы ни один набор не повторял предыдущий.

– Даниловские колокола и звонари принимают участие в пасхальных звонах?
– Да, конечно, мы также традиционно приглашаем всех на колокольню в дни Светлой седмицы. 8 мая мы принимаем ежегодных гостей – звонарей Московского Пасхального фестиваля. Виртуозы исполнят свои звоны на нашей колокольне. Кроме того, 22 апреля в храме мученицы Татьяны при МГУ мы планируем проведение III Пасхального детского фестиваля звонов. Осенью мы будем отмечать десятилетие возвращения из США Даниловских колоколов и планируем в сентябре провести свой, уже IX-й, фестиваль звонов «Даниловские колокола» с особой юбилейной программой.