Церковные благовония

Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?

 

В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов.  Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.

Ладан и смирна

И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.

В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.

Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.

Босвеллия - ладанное дерево

Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.

Миро

Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира:  «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.

В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира  продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д.  В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.

Елена Вишковская