Великолепие эмалей – на службе церковному искусству

 

 

В чем секрет впечатления, которое неизменно оказывает на нас созерцание произведений эмальерного искусства? В кропотливости труда мастера, слой за слоем наносящего истолченное стекло на основу и многократно обжигающего изделие? В яркости красок, не подверженных выцветанию ни от времени, ни от солнечных лучей? В древности искусства, которое знала еще античность и которое, многократно утерянное, было возрождено в России в XVIII столетии?

 

Евхаристический набор, созданным мастерами "Ростовской финифти"

Крупнейшее предприятие, создающее эмали в современной России – фабрика «Ростовская финифть». Предприятие, основанное в середине ХХ века, продолжает традиции мастеров, работавших в Ростове Великом в XVIII–XIX столетиях. Сформировавшееся веками искусство развивается и сегодня. Создаются новые изделия, рождаются под руками художников сюжеты и орнаменты. Блестящая гладь эмали эффектно сочетается со сканью – изящным металлическим кружевом, сплетенным из тонких металлических нитей. С финифтью соседствует перегородчатая эмаль. Традиционные цвета ростовских эмалей – пастельные: голубой фон, белые и розовые цветы. Но на фабрике создаются и нетипичные, авангардные изделия: к примеру, расписная эмаль имитирует полудрагоценный камень с его прожилками и переходами цвета.

Значительная часть создаваемых на фабрике изделий выполняются на заказ. Это и украшения, и сувениры с корпоративной символикой: флешки, визитницы, блокноты и многое другое.

Особое направление работы ростовских художников по эмали – создание икон и богослужебной утвари. Евхаристический набор: потир с эмалевыми образками-дробницами, дискос с украшенным эмалевым орнаментом основанием, копие и лжица, на рукояти которых нанесен тот же орнамент – драгоценный вклад в ризницу православного храма. Финифтью украшаются и напестольные кресты, и дароносицы. Придаст торжественности богослужению напрестольное Евангелие, обложка которого выполнена в технике расписной эмали. Великолепный подарок архиерею – комплект панагий и наперсный крест, изготовленные из серебра и украшенные драгоценными камнями. Изображения, не уступающие по тонкости иконной миниатюре, написаны горячей эмалью.

Икона Божией Матери Казанская

Выходят из под рук эмальеров и большие образы: храмовые и домашние. Искусство финифти дает широкие возможности для творчества, позволяет добиваться необычных эффектов.

Икона Божией Матери Казанская

Вот икона Божией Матери Казанская. Написанный эмалью образ украшен эмалевой же ризой и рамкой с драгоценными камнями. Риза кажется надетой на икону. Фактурности ей придает скань, изгибы которой создают несколько орнаментальных узоров. Нимбы Спасителя и Богоматери обрамлены жемчугом. Рамку украшает сочный, яркий цветочный орнамент.

А вот еще одна икона Пресвятой Богородицы – и тоже Казанская. Но как отличается ее убранство! Взор привлекает крупная, объемная коруна-нимб, выходящая далеко за пределы самого образа.

Образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками создан в лучших традициях русской иконописи. Каждое изображение представляет собой многофигурную композицию, написанную в соответствии с канонами церковного искусства. Икона кажется перенесенной из какого-то музея или ризницы древней обители. Изображения отделены друг от друга полосками чеканных орнаментов, дополненных вставками из натуральных камней.

Создает фабрика и серийную продукцию православной тематики. Нательные кресты и образки, выполненные в технике финифти, порадуют посетителей церковной лавки. Прекрасным подарком к крестинам или дню ангела станут декорированные эмалью ложки. Украсят домашний святой угол эмалевые складни.

Икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками

Для посещаемых паломниками храмов и монастырей художники предприятия разрабатывают изделия с изображением их святынь или пейзажей. Смотришь на складень «Святыни Ярославля» с образами Толгской Богоматери и святителя Игнатия (Брянчанинова) – и переносишься мыслью на берег Волги, в древнюю Толгскую обитель.

Памятный подарок и святыня, которая будет передаваться из поколения в поколение – молитвослов в драгоценной обложке, не уступающей по красоте и богатству убранству богослужебных книг. Кружево серебряный скани, эмалевая икона в центре, натуральные камни… Такая книга порадует и мирянина, и священнослужителя.

Мастера «Ростовской финифти» постоянно находятся в творческом поиске, совершенствуя свое искусство. Каждый год рождается несколько новых произведений. Так продолжается художественный промысел, пришедший от предков и имеющий большие перспективы в будущем.

 

 

Разновидности эмали:

Расписная эмаль (финифть) – живопись по эмалевому основанию. Создается следующим образом: на металлическую основу наносят стекловидный эмалевый порошок. Затем изделие обжигают при высоких температурах (до 900 С), благодаря чему стекло сплавляется в единое целое. Полученную пластину расписывают специальными огнеупорными красками. Созданное в этой технике панно может иметь различные размеры: от миниатюры до крупных произведений. Таким образом создаются иконы, картины, нательные кресты, кулоны, броши и т.п.

Архиерейский наперсный крест и две панагии. Образы написаны в технике росписной эмали, оклады украшены перегородчатой эмалью , а также камнями

Перегородчатая эмаль – при создании произведений этого типа рисунок формируется с помощью перегородок, между которыми и закладывают цветной эмалевый порошок. Затем изделие подвергается обжигу. После его остывания мастер накладывает следующий слой порошка – уже другого цвета, и снова обжигает изделие. Таких слоев и обжигов может быть несколько – в зависимости от сложности рисунка. Перегородчатая эмаль может как использоваться самостоятельно – при выполнении украшений или сувениров, так и дополнять собой расписную эмаль. Например, заполнять поля иконы, написанной в технике финифти.       

 

Из истории:

Слово «финифть», вероятнее всего, имеет византийское происхождение и происходит от глагола «смешивать» либо от слова «блеск». В России вплоть до XIX столетия так именовали любую эмаль. В наши дни финифтью называют лишь эмаль расписную.

 

Богослужебное Евангелие

Происхождение эмальерного искусства теряется в глубине веков. Оно было известно уже в античной Греции, а также в древнем Египте, Индии и Китае, пышно расцвело в Византии, откуда пришло на Русь.

Первое упоминание о русской финифти находится в знаменитой Ипатьевской летописи и датировано 1175 годом. Примечательно, что оно относится именно к церковному искусству: «…великий князь Андрей Суздальский, внук Владимира Мономаха… сотвори церковь и украси ю иконами многоценными, златом и финиптом…». Считается, что во времена татаро-монгольского нашествия искусство создания эмалей на Руси было утеряно.

В XVIII столетии в Ростове Великом стало развиваться искусство создания эмалей. Отметим, что искусство это, как и в древности, имело в первую очередь церковную направленности. В 1760-е годы на  территории Ростовского архиерейского дома существовала эмальерная мастерская. С 1770-х годов в городе возник цех иконописцев, полноправными членами которого стали мастера финифти. К середине XIX века в Ростове уже насчитывалось более 50 художников-эмальеров.

 

Материал подготовлен при участии
директора ЗАО Фабрика «Ростовская
финифть» Валерия Бурдина

Фабрика Ростовская Финифть:
+7 (48536) 7-59-10; 7-73-73
td@podarok-finift.ru,finift-nhp.ru