Об исторической памяти – на примере из истории. Подвиг Ивана Сусанина

 

1913 год... Трехсотлетие дома Романовых. Государь Император Николай Александрович молится в
Ипатьевском монастыре Костромы, благодарит Господа за милости, явленные его предкам. И еще не знает (а может быть, отчасти и ведает?), что ожидает его пять лет спустя в Ипатьевском доме. Восторженно приветствуют Царя костромичи. Но круг смыкается...

 

17 июля 2018 года Россия отметила трагический юбилей – столетие убиения Императора Николая Александровича с семьей. Идут по стране многотысячные крестные ходы. Освящаются храмы во имя Царственных Страстотерпцев. Память о Государе жива – и в этом залог Божия благословения над Россией. Залог будущего народа – в его памяти о прошлом и уважении к предкам. Сам Государь хорошо понимал значимость исторической памяти. Царской семье была свойственна благодарность к тем, кто верой и правдой послужил ей, и благодарность эта передавалась из рода в род.

 

Подвиг Ивана Сусанина

Солнечный майский день. Празднично одетый народ толпится на пристани Волги. Взоры прикованы к флотилии речных судов, плавно подходящей к берегу. Духовой оркестр играет гимн «Боже, Царя храни». Звонят колокола Успенского собора и всех многочисленных храмов Костромы. Стреляют холостыми приветственными зарядами пушки. Пароход «Межень» с Императором и Августейшей Семьей на борту в окружении еще нескольких пароходов и катеров прибывает в Кострому. Этот визит, совершаемый в череде событий 300­летия Дома Романовых, не случаен. Именно с Костромской губернией связано начало царствования Романовых – да и само существование их рода. В Ипатьевском монастыре в марте 1613 года был призван на царство государь Михаил Феодорович Романов. А перед этим шестнадцатилетний Михаил вместе с матерью спасался от польско­литовских захватчиков и отечественных лихих людей в глухих лесах в нескольких десятках верст от Костромы.

Здесь, среди лесов и болот, в селе Домнино, находилось имение боярыни Ксении Романовой, в иночестве Марфы, куда скрылась она вместе с сыном, будущим венценосцем в 1613 году, когда поляки еще не теряли надежды посадить на русский престол своего ставленника и единоверца королевича Владислава, а юный Михаил Романов был выбран Земским собором царем русской державы. Жизнь последнего, еще и не ведавшего о своей значимости, была залогом независимости России. Потому и покушались на нее поляки (а может быть, и присоединившиеся к ним русские люди, из забывших в погоне за личными интересами о любви к Отечеству). Разыскивали его по костромским селам. Историки спорят, находился ли ко времени подвига Сусанина будущий царь в Домнино или уже покинул его и был то ли в Унженском монастыре, где молился у мощей преподобного Макария, то ли в дороге... Ясно одно: найди его поляки – не миновать беды. Понял это и Иван (согласно некоторым сведениям, отчество его было Осипович) Сусанин. По наиболее распространенной версии, пообещав полякам провести их кратчайшим путем к местонахождению Михаила Феодоровича, крестьянин завел их в глубину болота, по сей день занимающего многие квадратные километры в окрестностях Домнина. Большинство злоумышленников потонули, а оставшиеся зарубили героя.

Об историческом существо­вании Ивана Сусанина и значимости его подвига свидетельствуют документы. Грамота, пожалованная Михаилом Феодоровичем потомкам И. Сусанина, является первым письменным свидетельством о подвиге героя.

Царская грамота гласит: «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом 1613 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди. Ивана Сусанина в те поры эти люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий князь Михайло Федорович были, и он Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас тем людям не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».

Неведомо: происходили те пытки в лесу – после того, как поляки поняли, что жестоко обмануты, или иноземцы все же вышли вместе с Сусаниным к людям и, осознав, что оказались далеко от цели, употребили всю возможную жестокость... Документ, свидетельствующий о подвиге, налицо.

 

Благодарность царей

Царь щедро наградил родственников страдальца. В той же грамоте говорится, что потомки Сусанина освобождались на веки вечные от каких бы то ни было налогов и повинностей. Воистину, небывалые преференции, ведь со временем число этих потомков умножилось едва ли не до целого селения! Так появился своеобразный «русский оффшор» – земля, свободная от налогообложения и отчасти от вмешательства местных властей. Позднее привилегии подтвердили цари Иоанн и Петр – будущий император Петр I, а затем и императрица Анна Иоанновна, и правительница Анна Леопольдовна. Так из рода в род чтили русские государи память о спасителе своего предка.

 

Земляк Сусанина спасает Александра II

В XIX столетии память об Иване Сусанине получила новое звучание. Век, начавшийся войной «с дванадесятью языками», как называли события 1812 года современники, ознаменовался подъемом национального самосознания и патриотизма. Недаром и в архитектуре в то время занял ведущее место неорусский стиль, и даже придворные платья стали шить по образцу народного сарафана. В 1836 году в Большом театре Санкт­Петербурга состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Писали о Сусанине К.Ф. Рылеев, В.А. Жуковский, М.М. Херасков.

Новый случай к оживлению памяти о Сусанине был дан самой жизнью в царствование императора Александра II в 1866 году. Известно, что царь, даровавший России освобождение от крепостного права, пережил несколько покушений на свою жизнь и в результате последнего был убит взрывом бомбы. При первом покушении, когда убить Государя пытался студент Дмитрий Каракозов, злому умыслу помешал... крестьянин Костромской губернии выходец из села Молвитино, ныне именуемого Сусанино, расположенного всего в нескольких верстах от места подвига Ивана Сусанина, Осип Комиссаров. В тот день, 4 апреля, Осип шел по Санкт­Петербургу, и, поравнявшись с воротами Летнего сада, вдруг увидел толпу народа, окружившую подъехавший царский экипаж. Дверца экипажа открылась, из нее вышел государь… И тут в толпе началось странное движение: некий молодой человек начал грубо проталкиваться вперед, на ходу доставая пистолет и целясь в Императора. О дальнейшем сам Комиссаров рассказывал так: «Сердце мое как­то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу... Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого­либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху». Случившееся всколыхнуло общественность. Нового героя сравнивали с Иваном Сусаниным, его осыпали дарами не только официальные лица, но и общественность. Очевидно, что большая часть общества в те годы была от души предана лично царю и монархии в целом. Поэт Николай Некрасов, о котором не раз приходилось слышать как об «обличителе царизма», отозвался на случившееся восторженной одой спасителю царя:

 

…Царь, покончивший рабские стоны,

вековую бесправность людей

И свободных сынов миллионы

Даровавший отчизне своей;

И крестьянин, кого возрастил

В недрах Руси народ православный,

Чтоб в себе – весь народ он явил

Охранителем жизни державной!

Сын народа! тебя я пою!

Будешь славен ты много и много...

Ты велик – как орудие Бога,

Направлявшего руку твою!

(Н. Некрасов, 1866 г.)

 

Царь щедро отблагодарил своего спасителя и его односельчан. Жителям с. Молвитино возвращаются налоговые льготы. Комиссарова производят в дворяне, ему жалуют имение в Полтавской губернии. Он принят ко двору – император лично обнимает его и благодарит. В театрах по требованию публики вместо всех других спектаклей идет опера «Жизнь за Царя», многократно прерываемая пением гимна «Боже, Царя храни». Много еще здоровых сил в народе, искренен его патриотизм.

 

Память народа

Благодарные Романовы покровительствовали местам, откуда вышло два спасителя их рода, и это способствовало процветанию сел Молвитинской волости – тем паче, что местные жители умело использовали дарованные им преимущества. Уроженцам Молвитина была присуща предпринимательская жилка. В селе были известны несколько купеческих родов: Чичаговы, Сутягины... Регулярно проводились ярмарки, в торговых рядах шла ежедневная торговля (что было распространено далеко не везде), действовали мужское и женское училища, земская больница, аптека, публичная библиотека, было несколько храмов, православные и старообрядческие. Центральная часть села была вымощена булыжником, многочисленные каменные здания свидетельствовали о зажиточности сельчан.

Сутягиным принадлежала гостиница, без ложной скромности названная владельцами «Париж Сутягиных» и являвшаяся самым высоким светским зданием в округе. Помимо номеров здесь располагались лавки, тут же находилось и волостное правление, здесь же было и жилье хозяев. Купцы счастливо соединяли верность исконному укладу жизни и стремление использовать блага технического прогресса. Так в 1909 году Сутягины устроили при своем доме мельницу на керосиновом двигателе, а в следующем 1910 построили на реке Шаче еще одну, работавшую на нефтяном топливе. Ярким примером патриархальности быта купцов, которые столь смело шли в ногу с техническим прогрессом, можно назвать тот факт, что у одного из последних перед революцией представителей рода, Осипа Ивановича Сутягина, было 12 детей. В советское время большинство местных купцов, в том числе и Сутягиных, не миновало раскулачивание. Многие из них были высланы на спецпоселение.

Память об Иване Сусанине в первые годы советской власти пытались предать забвению – как­никак, спасал народный герой будущего царя. Но затем о нем вновь заговорили – сделав акцент на патриотизм, борьбу с иноземными захватчивами. В 1939 году село Молвитино переименовали в Сусанино – как центральное в местности, где совершил свой подвиг легендарный крестьянин.

Примечательно, что с селом Молвитино (Сусанино) связана еще одна историческая веха. Именно здесь стоит храм, запечатленный Саврасовым на картине «Грачи прилетели», написанной в 1871 году. Это построенная в конце XVII века белая Воскресенская церковь со скромным пятиглавием и изящной колокольней, сохранившаяся до наших дней. Саврасов действительно бывал в Молвитино. Исследователи теряются в догадках, почему живописец приехал в это село, удаленное от больших городов и оживленных путей. То ли просто искал уединения, тишины и чисто русских пейзажей, то ли хотел прикоснуться к местам, связанным с подвигом Сусанина...

Село Домнино, близ которого пострадал Иван Сусанин, в наши дни немноголюдно – около полусотни жителей. Зато с 2004 года здесь действует женский монастырь , отнюдь не случайно посвященный Святым Царственным страстотерпцам. Здесь молитвенно помнят подвиг Ивана Сусанина.

 

Вещественные свидетельства живой памяти

Живая память о событиях истории России всегда была органично присуща русскому народу. К счастью, сохраняется она и сегодня. Нередко эта память проявляется в совсем простых бытовых вещах. В частности в том, что и сегодня народные умельцы с удовольствием украшают изображениями исторических событий, произошедших в далекие века, ювелирные изделия, лаковые миниатюры и др. В прошлые же столетия по мотивам исторических сюжетов нередко создавались весьма неожиданные вещи. Так в конце XIX – начале XX веков мастер­самородок из Городца Григорий Евдокимович Токарев-­Казарин создавал удивительные горки для посуды, украшенные сюжетной резьбой. Шкафы эти не столько служили утилитарным целям, сколько были украшением интерьера и создавались по заказу состоятельных купцов. На одном из них, находящемся в областном музее Великого Новгорода, мы видим сцену поставления на Царство Государя Михаила Феодоровича Романова. Помимо нее произведение включает множество резных миниатюр, посвященных как сюжетам из истории России, так и событиям Ветхого и Нового Заветов. Такое сочетание является ценнейшим памятником мировосприятия русского человека своей эпохи, когда священное и светское не были разделены, а события, отделенные друг от друга многими тысячами лет, воспринимались с одинаковой степенью достоверности. В произведении Токарева­Казарина в одном ряду стоят битва Давида и Голиафа, суд царя Соломона, суд Пилата над Спасителем, Страшный суд, взятие Казани, смерть Ивана Сусанина, изображения Бориса Годунова, Ивана Грозного и других царей, вырезанные на дереве и раскрашенные, напоминающие одновременно и русский лубок, и произведения народной иконописи.

Образ Ивана Сусанина можно встретить и в народном искусстве ХХ столетия. В частности, в палехской лаковой миниатюре. То, что миниатюра эта заимствовала многие стилистические приемы иконописи, – известный факт. Тем увлекательнее рассматривать, к примеру, исполненную драматизма композицию «Сусанин и поляки на болоте», созданную одним из выдающихся художников Палеха Н.П. Лопатиным (скончался в 2016 году). Возвышающаяся над врагами фигура главного героя, ниспадающий с его плеч подобно античному плащу крестьянский тулуп, исполненные смятения поляки, причудливые линии снежных вихрей надолго приковывают взор и оставляют сильное впечатление.

В Костроме в разные годы было установлено два памятника народному герою Ивану Сусанину: первый – проникнутый идеей монархической государственности, в 1851 году изваял скульптор В.И. Демут-Малиновский. Он увековечил память не только о Сусанине, но и о Государе Михаиле Феодоровиче Романове. В советские годы этот монумент был разрушен, а в 1967 году в Костроме установили новый памятник герою, созданный скульптором Н. Лавинским и украшающий город по сей день.

 

Марина Клочкова