Самое главное – вырастить мастеров. Штрихи к портрету Свято-Троицкого братства г. Щигры

Каждая организация – это, прежде всего, составляющие ее люди. В Свято-Троицком братстве г. Щигры воспитанию будущих мастеров уделяется большое внимание. Некоторые приходят сюда еще школьниками, на каникулах – чтобы познакомиться с таинственным миром церковной красоты, да так и остаются на всю жизнь.

19 июня сотрудники Братства поздравили с 70-летним юбилеем основателя и художественного руководителя организации – митрополита Саранского и Мордовского Зиновия. Предлагаем вашему вниманию эскизы к портрету этой организации.

 

... Беседуя с сотрудниками, Владыка вспомнил об одном из ключевых событий в истории Братства. 2005 год. Мастера трудятся над созданием уникального по сложности и масштабу иконостаса для Курской-Кореннной пустыни...

«... В июле нам надо было сдавать работу, а в конце мая случился сильный пожар, и все сгорело: все резные изделия, весь остов иконостаса, рабочие помещения, оборудование! Этот иконостас был необходим, чтобы освятить собор Курской-Коренной пустыни. А ее открытие являлось одним из условий подписания соглашения о воссоединении Русской Православной Церкви за рубежом с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. И вот собирается попечительский совет. Меня вызывают и спрашивают: «Скажите, пожалуйста, отец архимандрит, вы иконостас поставите?» - «Мы иконостас поставим».  – «Когда? Нужно тридцать первого июля» - «Тридцать первого июля с Божией помощью сдадим». Представьте себе, как трепетало мое сердце. Иконостас мы поставили. Это стало возможно благодаря нашей вере Богу, моей веры сотрудникам Братства – что они не подведут, и их вере в благословение Божие. Все устремились навстречу этому слову: «Иконостас поставим», которое наши мастера услышали и которое они исполнили.

Иконостас собора Курской-Коренной пустыни

На начальном этапе развития наших мастерских порой бывало трудно. Сколько мы пережили... Начинали с помещений разбитых, полуразрушенных. Много сил пришлось приложить, чтобы их отстроить.  Станки приходилось изобретать и делать самим из подручного металлолома. И некоторые из них работают по сей день.

Хотелось бы сказать о «внутренних пружинах» или принципах, которые были изначально заложены в основу деятельности Братства. Одним из главных принципов нашей внутренней мотивации является творческий импульс, который был изначально принят во всех видах нашей деятельности, и который так и остался основополагающим до настоящего времени. Еще один девиз, которого мы старались придерживаться всегда и во всем – делать все наилучшим образом. У нас высокая планка требований к качеству. А это значит, что к работе мы должны прилагать много дополнительных усилий. Это тоже один из секретов успеха коллектива. Конечно, формировать высокий уровень отношений к труду у всех, от мала до велика, приходилось руководству Братства на всех этапах становления трудового и художественного процесса. Было бы совершенно невозможно достигать высоких результатов во всем, если бы не умелое отношение воспитателей и учителей в процессе формирования профессиональных навыков у сотрудников. Но вначале необходимо было воспитать самих воспитателей… И для этого нам самим нужно было всему научиться, во все вникнуть, и во всяком деле быть лидерами. И как показал результат – это в какой-то степени получилось.

В 90 – е годы вокруг все разрушалось, исчезало множество подобных организаций. Но мы выжили. Почему? – Благословение Божие очевидным образом всегда пребывало с нами. Это и есть залог успеха. И для каждого отдельно, и для всех вместе. Благословение Божие надо уметь должным образом воспринимать, в нем нужно жить.

Конечно, создавать высокохудожественные изделия – это всегда очень ответственно, это требует внимания, творчества, старания. Но это интересно. Кто работает без интереса – тому все не в радость, тот и другим в тягость. А кто трудится с интересом – тому все по плечу и ему все удается.

У нас особо одаренные и талантливые люди. В Щиграх раньше не было ни иконописцев, ни столяров высокого класса, ни мастеров резьбы по дереву, ни ювелиров. А ведь мастерские Братства сформировались всего за 20 лет. Научить и создать мастеров было гораздо сложнее, нежели создать самый сложный и самый красивый иконостас! Конечно, для достижения успехов одних талантов мало. Не все сразу удавалось. Возникали разные проблемы, а мы учились их качественно разрешать. Но, в конечном итоге, трудности преодолевались. Как говорится: «через трудности к звездам». Нас учила сама жизнь. Нужен большой и хорошо организованный труд. Оглядываясь на все осуществленное этим замечательным коллективом, можно сказать, что все происходило так, как будто у нас было одно сердце, объединившее всех, и одна душа. Да так и было – ведь на все мы испрашивали благословение Божие, а именно Он и дает силу, объединяющую во всяком добре!

Конечно, каждый выполняет свой сегмент работы, но когда мы ставим иконостас, все видят плоды своего совместного труда, видят его красоту и уже не вспоминают трудностей, а радуются. Мы созидаем и благодарим за это Господа».

 

В коллективе Свято-Троицкого братства сегодня многие трудятся семьями: мужья, жены, дети. Среди тех, кто работает в Братстве с самого начала, немало людей, избравших для себя монашеский путь служения Богу.

О том, как все начиналось, рассказал инок Иоанн (Гаркушенко), художник, специалист по металлу:

 

«В 1992 году мы – несколько выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища в Хотьково приехали к Владыке, тогда еще иеромонаху Зиновию, на послушание. Искали монашеского образа жизни. Ни о каком производстве в то время речи было. Иеромонах Зиновий был благочинным огромного Щигровского благочиния. Множество храмов было необходимо восстанавливать, благоукрашать. Это явилось основным творческим импульсом для создания мастерских. Он организовал обучение детей и молодежи различным ремеслам: столярному, резьбе по дереву, иконописи. Первыми мастерскими было помещение гаража. Началась работа. Киоты, которые были выполнены тогда, так остались образцом качества для последующих времен. Затем было приобретено здание бывших горпромторговских складов – разбитых, разрушенных.

 

Все происходило по принципу «от простого к сложному». Вначале мы изготавливали киоты для икон, затем стали делать столярные изделия для храмов. В какой-то момент мы осмелели и приступили к созданию первого иконостаса – в Святогорской Лавре. Наша мастерская была одной из первых, в начале 90-х годов взявшейся за создание церковного убранства из дерева. Тогда для Церкви работало только Софрино, и мы во многом на него равнялись. У нас происходил серьезный творческий поиск. Мы отыскивали старинные образцы, изучали их. Владыка как музыкант тонко чувствует гармонию, пропорции, конструкции. Он все корректировал, подсказывал. И до сих пор каждое изделие проходит его художественный контроль. Братство искало воплощение красоты церковного убранства. Многие производители и сегодня берут за основу наши модели – а некоторые и попросту копируют их, вплоть до названий.

Лет 10 назад мы доложили Владыке, что наши работы повторяют другие мастерские. Он ответил: «Я предлагаю такой вариант. Выложим работы на сайт в самом большом разрешении, чтобы воспроизводили как можно точнее». Мы были очень удивлены таким подходом, но Владыка

Стамески. Ручная резьба требует множества разнообразных качественных инструментов.

пояснил: «Чем больше у нас будет последователей и соратников, тем больше у храмов будет возможности украшаться. И чем больше мы открываем и даем, тем больше приходит новых идей и замыслов».

Мы наладили изготовление стамесок. Когда мы учились, самые дорогие и качественные стамески были швейцарские. Мы научились делать их еще лучше. В Братстве есть специалист, который углубился в технологию, изучил металл. Мы научились лить настоящую дамасскую сталь. Кстати, когда Владыка был еще юным и подумать не мог о том, что будет делать утварь для храмов, его отцы, Глинские старцы, подарили ему набор стамесок».

 

Художники Свято-Троицкого братства постоянно узнают что-то новое, изучают произведения православного и мирового художественного искусства и воплощают полученные знания в своей работе. Нередко они выезжают в творческие командировки. Об этом нам рассказал инок Антоний, заведующий производством, разработчик иконостасов и других крупных работ:

«Для того, чтобы развивалось чувство гармонии и архитектурных стилей, будущий Владыка отправлял нас в творческие командировки в Грецию, Италию. Мы проехали чуть ли не всю Италию, побывали во многих городах. Очень понравилось во Флоренции. В Риме взяли много образцов для художественного осмысления: элементы резьбы, художественного оформления, идеи. Это стало серьезным вкладом в нашу работу. Бывали и на Афоне. Иконостас Покровского храма Свято-Пантелеимонова монастыря сильно повлиял на нашу работу в Коренной пустыни. Потом у нас было много проектов такого типа, потому что заказчики просили сделать им иконостас в подобной стилистике».

 

Я не смогла не задать вопрос: насколько тяжело было делать иконостас для Курской-Коренной пустыни после пожара, когда приходилось трудиться буквально сутками? – И услышала ответ, которому было бы сложно поверить, если бы я не видела выражения глаз своего собеседника:

- Это было самое счастливое время в нашей жизни. Был мощный подъем – у всех людей. Я наглядно видел, что совершается чудо Божие – настолько это было невероятно, и настолько здорово, интересно, красиво получалось. Работали по выходным – никто не роптал. Рабочий день резчика продолжался до часа ночи... Было состояние всеобщего душевного подъема, когда все объединены одним порывом. Это дар Божий. Такое горение души с бухты-барахты не возникнет, и сам ты его из себя не выдавишь. А когда иконостас был готов, у всех, даже у самого простого работника, была великая радость, что это удалось. Это была победа! И теперь все возят в Курскую-Коренную своих детей и родственников, показывают.

 

 

Иконостас Казанского кафедрального собора в г. Ставрополь. Фрагмент

- Подобные авралы повторялись?

- К приезду Святейшего Патриарха в г. Ставрополь к нашему Владыке обратился митрополит Кирилл Ставропольский с просьбой в кратчайшие сроки создать иконостас для собора. В эти сроки не мог уложиться ни один из производителей, а обустройство храма надо было завершить ко времени проведения Русского Народного собора. И Владыка ответил: «благословите!» Ребята-монтажники жили там две недели, им постепенно подвозили запчасти, которые изготавливали в мастерских, – и все удалось. Случались чудеса и иного рода. Заказчики долго собирали деньги на иконостас. Наскребли максимально возможную для себя сумму. Попросили нас сделать расчет. Мы рассчитали. Владыка сказал: «У людей нет денег. Сделайте скидку столько-то процентов». Наши бухгалтера подсчитали, озвучили результат. Заказчики были потрясены – оказалось, что это была копейка в копейку та сумма, которую они имели.

- Что главное в вашей работе?

- Лет 10 назад Владыка сказал: «Я желаю вам, чтобы это производство, эта работа никогда не стали главным в вашей жизни.  Самое главное – это спасение души. А работа – это наше послушание, которое мы выполняем от сердца».

 

Свято-Троицкое братство благоукрашает храмы не только в России, но и за рубежом. Некоторыми эпизодами этой работы с нами поделился инок Силуан, в обязанности которого входит выезд на место для замеров, обсуждения деталей заказа и затем для монтажа иконостасов и утвари.

 

Иконостас для храма, устроенного на горе Синай, в пещере Ильи Пророка, в приделе пророка Елисея

«В 2005 году мы делали иконостасы в пещеру Ильи Пророка на Синае – ту самую, где ему явился Господь «в гласе хлада тонка». В этой пещере теперь православный храм, состоящий из двух приделов: Ильинского и посвященного пророку Елисею. Так вышло, что мы попали на месяц Рамазан, когда в Египте никто ничего не делает. Поэтому бедуины отказывались предоставлять нам верблюдов для транспортировки деталей иконостасов или требовали за это астрономические суммы. Несколько раз нам приходилось поднимать материалы вручную. А это 4 часа ходьбы по крутой горе. Но иконостасы мы установили.

Нам довелось выполнить на Синае еще одну работу – не совсем свойственную нашему Братству, но значимую ввиду святости места. Свято-Троицкому братству поручили покрыть кровлю на храме святой Екатерины, стоящем на вершине одноименной горы. Этот храм находится на том месте, где были обретены мощи великомученицы, по преданию, принесенные туда ангелами. И построен он был на средства Царя Иоанна Грозного. Участвовал в его благоукрашении и Государь-мученик Николай II. Пребывание на Синае оставило сильное впечатление на всю жизнь: там Господь являл себя Моисею и Илии, там подвизались прп. Иоанн Лествичник, прп. Онуфрий Великий, и еще множество святых отцов. А вскоре по завершении этой работы Братству предоставили место при храме вмц. Екатерины в Москве – святая как бы отблагодарила нас за труды.

Благоукрашение храмов на Синае было для Свято-Троицкого братства далеко не единственной работой за рубежом. В частности, мы делали иконостас в Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Для храма в Бари выполнили напольные киоты. Создаем иконостас в Торонто, в Канаду. Работаем для храма на Аляске».

 

В мастерских Братства трудится иконописец Ирина, она же – инокиня Полактия. На подрамнике, у которого она сидела, я увидела икону, над которой она работала – образ трех святых Феодоров: мч. Феодора Тирона, вмч. Феодора Стратилата и прп. Феодора Санаксарского. Иконы в Братстве пишут в каноническом стиле, по древней технологии. М. Полактия поделилась с нами принципами работы иконописца:

«Нужно создать образ, а не просто скопировать его. Конечно, мы ориентируемся на образец: важно сохранить пропорции, правильно начертать линии... Но главное – написать икону святого, перед которой хотелось бы молиться. И иконописец молится угоднику Божию, читает его житие. Церковное искусство должно служить молитве, и без молитвы оно немыслимо. А чтобы было молитвенное внутреннее состояние, надо жить внутренней христианской жизнью.

Все святые, которых мы пишем, были такими же людьми, как и мы, жили на земле. Но они отличались от нас тем, что были полностью преданы Господу. И теперь они достигли Царствия Небесного. А мы в процессе написания их икон должны духом своим становиться едиными с ними. Не механически создавать изображение, но действительно понимать, кого мы пишем, и быть с ними един дух».

Икона Божией Матери "Курская-Коренная", созданная мастерами Свято-Троицкого братства. Иконопись, копия ризы XVIII в. изготовлена методом гальванопластики с последующей ручной обработкой и серебрением

 

 

Не только люди творческих профессий в Свято-Троицком братстве интересуются церковным искусством и радуются, рассматривая новый иконостас или образ. Мы побеседовали с бухгалтером Оксаной:

- Все сотрудники братства буквально проникнуты делом, которому они служат. Как это удается?

- Когда видишь величественный иконостас, прекрасные иконы – нельзя остаться равнодушным. Я бухгалтер, но все время нахожусь на производстве. Я очень люблю это предприятие, мне нравится продукция. Кто-то приходит сюда просто потому, что надо зарабатывать на жизнь. Но потом люди чувствуют, что становятся причастны созданию красоты. Большинство вдохновляется результатом. Когда ты понимаешь, что и твоя рука приложена к созданию, например, прекрасного иконостаса – такого, как освятили сегодня в храме Щигров, душа поет. Да и маленький результат своей работы приносит удовлетворение. Владыка приезжает к нам, беседует с сотрудниками. Любой может к нему подойти лично или написать, поделиться своей проблемой. Каждый участок строго отвечает за свою работу и старший отвечает перед Владыкой. Он справедливый. Когда нужно – он добрый, он похвалит, да так, что душа окрылится. А когда нужно – поставит на место, и сразу начинаешь задумываться, что надо что-то исправлять. Всякое бывает, это же производство.

Подготовила Алина Сергейчук

Свято-Троицкое братство
г. Щигры: +7 (495) 778-37-36
www.shigri.ru

 P.S. 19 июня в Троицком соборе г. Щигры освятили новый иконостас, созданный Свято-Троицким братством, и старый намоленный храм словно засиял. Новая алтарная преграда имеет интересную особенность: позолоченные элементы здесь сочетаются с основой из натурального неокрашенного дерева. Облик такого иконостаса мягче и деликатнее, нежели у покрытого позолотой полностью или сочетающего белые и золотые детали. Так в каждой своей работе художники Братства находят новые творческие решения.

Иконостас Свято-Троицкого собора города Щигры