Первые иконостасы Древней Руси

Великолепие церковного убранства, красота иконостаса и утвари – отличительные черты русского православного искусства. Думается, стремление к благоукрашению храма, ставшее частью ментальности нашего народа, коренится еще в истории принятия Русью христианства. Вспомним: одним из мотивов, подтолкнувших послов князя Владимира к выбору православной веры, явилось великолепие храма Софии Константинопольской, показавшегося им Небом на земле. Красота храмового убранства стала для русских людей отражением духовной реальности Горнего мира – и этот факт, сохраненный в народной памяти, запечатленный в «Повести временных лет», способствовал развитию в Русской Церкви особого стремления к благолепному украшению святынь.

 

Первые православные храмы на Руси были возведены за некоторое время до ее Крещения святым князем Владимиром: известно, что уже при князе Святославе, сыне равноапостольной княгини Ольги, в Киеве их было несколько. По Крещении Руси над созданием церковного убранства трудились как приезжие изографы из Византии, так и отечественные мастера. С конца Х столетия уже действовали русско-византийские мастерские. Прототипом для храмового благоукрашения, безусловно, служили образцы, созданные в империи ромеев, но национальные черты быстро и уверенно входили в православное искусство. Этому способствовали многие факторы – и самобытный колорит страны, и характер народа, и особенности национального зодчества: известно, что на Руси строили главным образом из дерева, в то время как основным строительным материалом стран Средиземноморья был и остается камень.

О том, с каким трепетом новокрещеный русский народ относился к созданию и украшению храмов, свидетельствует Киево-Печерский патерик – одно из первых произведений древнерусской литературы, которое столетиями оставалось излюбленным чтением соотечественников. Начальные главы патерика свидетельствуют о возведении лаврской «Великой церкви» – Успенского собора – и сообщают, что заказчиком строительства и росписи этого храма стала Сама Пресвятая Богородица. Она явилась мастерам, а затем и иконописцам в Константинополе и направила их на Русь к преподобным Антонию и Феодосию. Первой иконой в храме стал образ Успения Богоматери, врученный строителям Пречистой. Место для закладки собора преподобному Антонию по его усердной молитве Господь указал с помощью чудесного знамения. О том, как выглядела первоначальная алтарная преграда «Великой церкви», патерик не сообщает – зато говорит о том, что алтарь храма украсила мозаика, привезенная мастерами из Греции. В любом случае по самой тональности рассказа мы можем с уверенностью предположить, что алтарная преграда, как и прочие элементы интерьера этого храма, была создана и украшена с величайшей тщательностью и благоговением.

Алтарная преграда византийского типа

Как мы знаем, к X-XII столетиям – времени принятия Русью христианства – византийская алтарная преграда состояла из одного-двух ярусов. Основой ее были колонны и укрепленная на них горизонтальная балка – архитрав, на которой и устанавливали иконы. Эта конструкция послужила прототипом русского тяблового иконостаса, который, в отличие от мраморного византийского, почти сразу по Крещении Руси стал изготавливаться из дерева и, в соответствии с этим, приобрел свою особую форму. Впрочем, первые по времени возведения, а главное – богатейшие и украшенные наиболее торжественно русские храмы, очевидно, имели иконостасы, сделанные из драгоценного привозного мрамора (хотя, как мы увидим дальше, встречались и богато украшенные храмы с деревянными алтарными преградами).

Исследователи предполагают, что домонгольский иконостас мог как перекрывать своей длиной всю ширину храма с юга на север, так и закрывать только проем алтарной апсиды. Безусловно, существовали и различные варианты декора преграды. В мраморном иконостасе использовались колонны и полуколонны с капителями различных форм, резные архитравы и плиты. Т.А. Чукова в монографии «Алтарь древнерусского храма конца X – первой трети XIII вв.» систематизирует археологические сведения об иконостасах домонгольского периода – как в Киевской и Черниговской, так и в северных русских землях: Владимирской, Новгородской, Переславской и др. Дальнейшие описания древнерусских иконостасов, предложенные различными учеными, мы почерпнули из этого труда. Знакомясь с этими описаниями, можно встретить весьма неожиданные и очень интересные варианты храмового декора.

Оплечный Деисус был написан для украшения алтарной преграды. XII в. Владимирская земля

Автор приводит несколько вариантов реконструкции облика алтарной преграды «Великой церкви» Киево-Печерской Лавры (освящена в 1089 г.). Она упоминает предположения одного из ученых, работавших над исследованием собора в XIX столетии, – П. Г. Лебединцева, который описывал древний иконостас как состоявший из мраморных столбов и плит. Согласно приведенной там же реконструкции 70-х годов ХХ века, принадлежащей Н. В. Холостенко, алтарная преграда собора представляла собой каменную колоннаду с парапетом, несущую на себе архитрав. Все это вполне соответствует конструкции византийского иконостаса того времени.

Интересно, что алтарную преграду из дерева в древнерусских храмах устраивали отнюдь не только из стремления к использованию более доступного и экономичного материала. Например, известно, что именно деревянный иконостас украшал Борисоглебский собор в Чернигове (1120-е гг.) – усыпальницу князей рода Давидовичей, выстроенную и украшенную ими с большим тщанием и щедростью. Престол и полы этого каменного храма были выполнены из шифера; скорее всего, в интерьере использовался резной мрамор, – а иконостас из дерева явно был выбран в соответствии со вкусом заказчиков строительства, предпочетших этот вариант любому другому.

Исследователи предполагают, что древнерусский деревянный иконостас мог быть декорирован даже… стеклом – вариант, неожиданный и для современного церковного благоукрашения. Так, воссоздавая облик алтарной преграды Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове, Н.В. Холостенко предполагает, что он украшался разноцветными стеклами различных форм, расписанными растительными орнаментами. Фрагменты этих стекол были во множестве обнаружены археологами при раскопках.

Еще один вариант, кажущийся неожиданным для древнерусского иконостаса, – его создание из плинф (плоских кирпичей), оштукатуренных и украшенных росписью. Именно такими были алтарные преграды на галереях храма Иоанна Богослова в Смоленске (2-я половина XII в.), фрагменты которых обнаружены археологами.

Реконструировать по найденным археологами фрагментам подлинный облик древнерусского иконостаса – дело непростое. Художественный вкус наших предков рождал композиции, которые поразили бы воображение жителей XXI столетия сложностью и богатством. Так, анализ сохранившихся деталей иконостаса Нижней церкви в Гродно позволил Н.Н. Воронину создать довольно причудливую картину. Деревянная алтарная преграда украшалась позолоченными металлическими пластинами с рельефными изображениями святых, а также цветными стеклянными вставками, которые то ли обрамляли металлические образа, то ли являлись частью декора самого иконостаса (скорее всего, оба эти варианта сочетались). Присутствовала в композиции и мозаика – возможно, из нее были выложены некоторые иконы. На алтарной преграде крепились светильники, а также вышитые пелены. Затейливому иконостасу соответствовало убранство храма: например, пол его был сделан из узорных поливных плиток, составлявших сложный и разнообразный рисунок.

Фрагменты декора фасада Георгиевского собора в Юрьеве- Польском по мнению некоторых ученых когда-то могли быть частью иконостаса этого храма

Интереснейшую версию относительно облика иконостаса Георгиевского собора в Юрьеве-Польском выдвинул С. Г. Щербов. Как известно, этот древнерусский храм, возведенный в XIII столетии, сплошь украшался белокаменными плитами с диковинной резьбой, в которой фигуры святых соседствовали с растительными орнаментами и изображениями животных. В XV столетии здание обрушилось. Его восстановили, но первоначальные пропорции воссоздать не удалось. Более того: орнаменты не были собраны в прежнем порядке и стали хаотичными. С.Г. Щербов предполагает, что это произошло потому, что реставраторы поместили на фасадах храма не только те панно, которые украшали их первоначально, но и детали внутреннего убранства, в том числе и иконостаса, который согласно данной версии также был выполнен из резного белого камня. При всей смелости предположения, красота его заслуживает внимания.

Алтарная преграда Софийского собора в Великом Новгороде изучена довольно хорошо. Исследователи утверждают, что она была деревянной, имела шесть пролетов и включала в свою конструкцию столбики, которые в различные годы могли быть то каменными, то деревянными. Иконостасы церкви Спаса-на-Нередице и многих других новгородских храмов также были выполнены из дерева. Колонны и тябла иконостасов украшала резьба с низким рельефом. В основе ее сюжетов, вероятно, были изображения Креста, образы Господа и Богоматери, святых, ангельских сил, а также растительные и зооморфные мотивы. Основанием для такого предположения стало, в частности, известное олонецкое тябло, относимое частью исследователей к XIII столетию и трактуемое ими как образец убранства новгородских алтарных преград. Покрывала иконостасы и роспись: документы свидетельствуют, что еще в начале ХХ века в храме Спаса-на-Нередице сохранялось старинное расписное тябло.

Безусловно, главным смысловым центром древнерусской алтарной преграды были иконы. В домонгольском иконостасе, судя по сохранившимся данным, непременно присутствовал деисис: образ Спасителя с предстоящими ему Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эти изображения могли быть написаны на трех отдельных иконных досках – как это чаще всего бывает в наши дни, либо на одной общей, горизонтальный. Подобный деисис, устанавливавшийся на архитрав и датируемый XII – XIII веками, хранится в Третьяковской галерее. Присутствовали – во всяком случае, в значительной части иконостасов – и образы святых, а также двунадесятых праздников. Из них и начинал формироваться местный ряд иконостаса.

Иконостас Успенской церкви Зачатьевского монастыря г. Москвы. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Рассматривая развитие русского иконостаса, начиная с Крещения Руси и завершая началом татаро-монгольского нашествия, мы видим, что со временем он становился все выше и сложнее. К XIII столетию появляются царские врата, возрастает разнообразие декора и иконописных образов. Все это стало началом формирования высокого иконостаса, о котором мы, с Божией помощью, поговорим в следующих публикациях.

 

Алина Сергейчук 

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры

shigri.ru