Духовный подъем XV столетия и формирование классического русского иконостаса

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Ключевым моментом в формировании русского иконостаса можно назвать XV век. За это время алтарная преграда «выросла» до четырех ярусов. Увеличение размеров и усложнение продолжалось и в дальнейшем: пятиярусный иконостас распространился в следующем – XVI столетии, а в XVII веке в некоторых храмах появились шести- и даже семиярусные алтарные преграды. И все же, точкой роста, временем формирования самой идеи большого иконостаса стало XV столетие.

 

Понимание духа Руси XV столетия поможет постичь смысл алтарной преграды, состоящей из множества икон. Именно начиная с этого века иконостас сделался зрительным центром храма и практически полностью скрыл алтарь от молящихся в основной части церковного здания.

Только что закатилась звезда земной жизни преподобного Сергия Радонежского, оставившего после себя плеяду учеников. Миряне селятся вокруг Троицкой Сергиевой обители, привлеченные ее духовным светом, создавая в глухом прежде лесу Сергиев посад, а многие из иноков расходятся от места своего духовного рождения по всей стране, ища уединения и в итоге основывая новые обители, которые станут церковными средоточиями России. Преподобные отцы несут с собой дух исихазма – умного делания, сокровенной молитвы ко Христу, который пронизывает собой всю их жизнь. «Светильник не ставят под спудом» (Мф. 5, 15) – и от иноков стремление к Богообщению передается мирянам, заквашивает дух русской жизни...

Величайший иконописец XV столетия, а быть может, и всей истории русского искусства, Андрей Рублев, был преподобным, то есть осуществил в своей жизни высшую цель иноческого подвига – единение со Христом. Это единение и проявилось в гениальной простоте и, в то же время, возвышенности его работ. Первый высокий иконостас также связан с именем преподобного Андрея.

Худ. С.Шухвостов. Обедня в московском Благовещенском соборе. 1857 г.

Считается, что этим первым иконостасом была трехъярусная алтарная преграда Благовещенского собора Московского Кремля, созданная в 1405 году. Над ее созданием трудился уже престарелый Феофан Грек с помощниками: молодым чернецом Андреем Рублевым и старцем Прохором с Городца и артелью мастеров. Современные исследователи ведут дискуссии о том, сохранились ли созданные тогда великими изографами образа: летописи свидетельствуют, что Благовещенский собор сгорел вместе со своим убранством, но, быть может, хотя бы часть икон удалось спасти из огня. В любом случае, факт, что первый известный нам четырехъярусный иконостас создавался талантливейшими из иконописцев и украшал храм великих московских князей, говорит о значимости этого явления. В качестве иллюстрации данной мысли приведем интересную деталь: позднее, начиная с Иоанна IV Грозного, в местном ряду Благовещенского собора, как раз напротив царского места, будут ставить ростовой образ небесного покровителя правящего государя. По кончине царя образ этот перенесут к месту его погребения – в Архангельский собор, а святое место займет икона «ангела» нового самодержца... Как мы видим, Благовещенский собор для русских великих князей и царей был главным местом их моления, а его иконостас – точкой, в которой для них соединялись земной и небесный миры, жизнь временная и вечная. То же значение имеет иконостас православного храма и для каждого из нас.

Обозначим основные этапы формирования пятиярусного иконостаса.

В 1408 г. прп. Андрей Рублев принимает участие в создании четырехъярусного иконостаса Успенского собора г. Владимира, а в 1425-27 гг. — Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры – наилучшим образом сохранившейся алтарной преграды того времени: мы и сегодня можем увидеть его на историческом месте, за исключением переданного в Третьяковскую галерею знаменитого образа Пресвятой Троицы письма прп. Андрея и, возможно, еще некоторых икон.

Отметим неслучайную связь: мы говорили о духовном влиянии прп. Сергия Радонежского на эпоху, породившую высокий иконостас, а теперь узнаём, что ярчайшим из иконостасов данного типа является алтарная преграда, украсившая храм в обители преподобного, где почивают святые мощи аввы Сергия.

Во второй половине XVI столетия в иконостасе Троицкого собора появился еще один – пятый – ряд. Примерно в те же годы был создан новый иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – взамен сгоревшего древнего – также составленный из пяти рядов. Одновременно по всей Руси еще множество храмов украсились четырех- и пятиярусными иконостасами: традиция сформировалась и стала повсеместной. Иконостасы эти, как и их невысокие предшественники, были тябловыми – то есть состояли из горизонтальных темплонов, на которых стояли иконы, иногда – разделенные между собой небольшими столбиками. В центре располагались Царские врата, по бокам – диаконские. Декор таких иконостасов был достаточно скромен: это могла быть плоская резьба, роспись, либо басменное убранство – в любом случае, иконостас оставался лишь «рамой», несущей в себе иконы, которые и привлекали к себе взоры молящихся.

Тябловый четырехярусный иконостас Троицкой церкви, г. Свияжск, 1551 г.

Каков же духовный смысл высокого иконостаса? В ставшем хрестоматийным труде «Богословие иконы» Л.А. Успенский говорит о том, что такой иконостас являет нам Промысл Божий о спасении человечества – в последовательности рядов от верхнего (праотеческого) к нижнему (местному), и ответную устремленность человека к своему Творцу и Искупителю: по линии снизу вверх, от Царских врат с образами несущих Благую Весть евангелистов, через икону Благовещения, знаменующую сочетание воли человеческой с волей Божией, к Евхаристии и, наконец, к Церкви Небесной, которую являют изображения святых в верхних рядах иконостаса. В ракурсе этой мысли рассмотрим последовательность рядов иконостаса XV–XVI столетий – конструкции, которую можно увидеть в храмах и сегодня.

Верхние ряды – праотеческий и следующий за ним пророческий – символизируют Ветхий Завет с его ожиданием явления в мир Искупителя. В центре праотеческого ряда расположен образ Пресвятой Троицы, «Гостеприимство Авраама» - икона величайшего из богоявлений Ветхого Завета и в то же время – образ Предвечного Совета, на котором Единый в Троице Бог постановил создать человека и затем искупить его ценой Крестной Жертвы Христа. Смысловой центр пророческого ряда – икона Пресвятой Богородицы «Знамение» - казалось бы, хронологическая неточность: во времена ветхозаветных пророков Пречистая еще не родилась. Но нет, это – зримый образ пророчества Исайи о Деве, Которая «во чреве приимет и родит Сына Эммануила, что означает: «С нами Бог!» (См.: Ис. 7, 14; Мф. 1, 23)

Ниже пророческого ряда расположен праздничный: иконы главнейших событий, ежегодно отмечаемых Православной Церковью – событий, в которых стало реальностью то, чего ожидали праотцы, о чем говорили пророки: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, главные вехи земной жизни Спасителя и наконец – Пасха, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. Годовой круг – исторический и в то же время, литургический.

Под праздничным рядом располагается Деисис – смысловой центр всего иконостаса, зародившийся еще в древних алтарных преградах, а в большом русском иконостасе получивший свое развитие. Спасителю, изображенному на центральной иконе, теперь предстоят не только ходатайствующие о спасении человечества Богоматерь и святой Иоанн Предтеча, но и архангелы, апостолы, мученики, святители, преподобные. Деисусный ряд являет нам образ Церкви Небесной, неразделимой с Церковью земной; Церкви, созданной Спасителем через Его подвиг.

Фрагмент иконостаса в приделе вмч. Димитрия Солунского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Под Деисисом расположен местный ряд, центром которого являются Царские врата – вход в алтарь, символизирующий врата Небесного Царствия. Этот ряд обычно включает икону праздника, в честь которого освящен храм, а также изображения особо почитаемых святых. И – практически непременно – по сторонам от Царских врат располагаются крупные иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Можно предположить, что, в то время, как Деисусный ряд показывает нам происходящее в Горнем мире, ряд местный – это уже присутствие духовного мира в земной жизни. Наши небесные покровители и святые покровители храма (вспомним об иконе патрона царя, перед которой тот стоял), образы святых, особо почитаемых в данной местности... Как известно, каноническая православная икона пишется в обратной перспективе, которая не раскрывает изображение перед взирающим на нее, а как бы «втягивает» в себя смотрящего. Иконостас – символическая граница между земным и небесным мирами. Местный ряд – тот уровень, где через эту границу осуществляется «переход» - путем возведения мыслей и чувств от дольнего к Горнему. Указанием на этот переход и являются священнослужители, проходящие Царскими вратами в положенное чином богослужения время.

Высокий иконостас – не стена, закрывающая от мирян святая святых, но зримое явление единства Церкви от древнейших времен до тех дней, в которые живут молящиеся перед этим иконостасом; он показывает нам то невидимое, что происходит во время Богослужения. Миряне не могут наблюдать за действиями священника в алтаре – зато они созерцают то, что совершается вместе с этими действиями в том же храме: предстоящих Господу ангелов и святых, Спасителя, преподающего верным Свои Пречистые Тело и Кровь...

В XVII веке иконостас стал еще выше: в некоторых храмах были устроены шести- и даже семиярусные алтарные преграды: к описанным нами выше рядам прибавились повествующие о Страстях Христовых и страданиях апостольских, а также ряд икон Архангелов и Ангелов. Дополнительным рядом кое-где стал пядничный – составленный из небольших, всего в пядь размером, икон. Есть версия, что эти иконы приносили в храмы миряне, и их было решено ставить на иконостас, чтобы верующие не молились каждый перед своим образом, повернувшись к разным стенам храма.

Традиция сверхвысоких иконостасов практически не прижилась, так что классической осталась пятиярусная алтарная преграда, наиболее распространенная и в наши дни. В следующих выпусках нашего журнала мы, с Божией помощью, поговорим о том, какие духовные и эстетические изменения претерпела эта преграда в истории, а также – как из России она распространилась едва ли не по всему православному миру.

 

Алина Сергейчук 

Спонсор рубрики – Свято-Троицкое братство г. Щигры

http://shigri.ru