Иконостас эпохи классицизма

 

Склеп мученицы Цецилии. Святая была погребена на том месте, где теперь находится ее прекрасное скульптурное изображение, изваянное Стефано Мадерно в духе античной скульптуры

Главная идея классицизма – возрождение художественной системы античности с ее строгими пропорциями, благородством форм и сдержанностью тонов. При упоминании о Древнем Риме мы неизбежно вспоминаем древнее язычество с его пантеоном богов – прекрасных телом, но зачастую подверженных примитивным страстям. Но именно в античном мире жили первые христиане! Апостол Павел проповедовал в Афинском Ареопаге и говорил о Христе, взяв в качестве отправной точки для своей речи алтарь, посвященный «Неведомому Богу». Древние мученики совершали страдальческий подвиг в белокаменных амфитеатрах, молитвой повергали в прах идолов – те самые статуи богов, человеческой красотой которых мы не можем не восхищаться… И украшали свои тайные катакомбные храмы в соответствии с канонами античного искусства: изображали Христа в виде Орфея, ваяли прекрасные скульптурные надгробья отдавшим жизнь за веру страдальцам…

Храмовое искусство неизбежно отражает духовное состояние общества. Но в различные эпохи законы, по которым происходит взаимодействие церковного и светского, могут быть противоположны друг другу. В древней, Святой, Руси «мир» стремился подражать Церкви. Быт царей, бояр и простецов во многом уподоблялся монастырскому, что сказывалось и на прикладном искусстве. Убранство храмов в эту эпоху отражало духовные достижения подвижников – недаром формирование высокого тяблового иконостаса связывают с исихазмом.

В постпетровской России храмы, напротив, строились и украшались в соответствии с вошедшими в светскую моду архитектурными стилями. И все же, утверждать, что церковное искусство синодального периода лишь повторяло иноземные и мирские образцы, было бы неправильно. Говоря об эпохе барокко, мы рассматривали символику различных элементов его пышных резных узоров. Свое духовное звучание имел и выразительный язык классицизма, который стал входить в свои права в царствование Екатерины II и господствовал почти до середины XIX столетия.

Церковные архитекторы и художники эпохи классицизма доступными им изобразительными средствами воссоздавали совершенный с точки зрения формы мир античности, наполняя его новым, христианским содержанием. Нередко они брали за образец подлинные памятники античной архитектуры: усыпальницы, языческие храмы. Это не будет восприниматься как нарушение традиции, если вспомнить, что с распространением Христианства многие храмы, где ранее поклонялись идолам, были посвящены Истинному Богу. Известнейший пример – афинский Парфенон, ставший собором святой Софии Афинской. А древнейшая форма христианского храма – базилика – произошла от тех же языческих храмов Рима и Греции.

Было распространено предание, связывавшее классический архитектурный ордер с храмом Соломона и таким образом придававшее ему сакральный, богооткровенный характер. Известно, что структура православного храма: алтарь, основная часть, притвор – происходит от структуры храма ветхозаветного с его «святая» и «святая святых». Мыслители классицизма полагали, что и пропорции, художественные решения архитектуры были открыты Богом Соломону, а затем заимствованы античными зодчими.

Русские храмы эпохи классицизма несут архитектурные ассоциации со святынями Иерусалима, Рима, Константинополя, тем самым как бы вбирая в себя часть их святости и одновременно заявляя о роли Российской империи как защитницы Христианства. Например, Казанский собор Санкт-Петербурга воплотил переработанные черты храмов Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме, базилики апостола Павле «вне стен» в Риме, собора апостола Марка в Венеции...

Рассматривая иконостасы наиболее значимых храмов эпохи классицизма, отмечаешь, что практически все они созданы авторами проектов самих церковных зданий. В классицизме они еще более, нежели в барокко, алтарная преграда приобретает черты архитектурного сооружения. При этом она тщательнейшим образом вписывается в конструкцию строения, составляя с ней единое целое.

Искусствоведы нередко характеризуют иконостас эпохи классицизма как «низкий». Этот термин требует правильного понимания. Классицистические иконостасы действительно чаще всего имели небольшое число рядов (как правило – один-два) и были горизонтально ориентированы, но высота их значительно превышала человеческий рост. В художественной системе иконостаса эпохи классицизма, как правило, господствуют не ряды икон, а такие архитектурные элементы, как колонны, арки, фризы и т.п. Например, иконостас Троицкого собора Александро-Невской лавры, созданный А. Пинкетти из белого итальянского мрамора, представляет собой увенчанную аркой нишу, в глубине которой расположены широкие Царские врата, вырезанные из дуба и позолоченные. По сторонам от них, под углом к стоящим в храме, находятся две высоких прямоугольных иконы, обрамленные коринфскими пилястрами. Лицом к молящимся обращены еще четыре образа, расположенные друг над другом, по два с каждой стороны (нижние, соответственно, украшают собой диаконские двери). Иконостас воспринимается как единое целое с убранством храма: его колоннами, сводами, а зрительный ряд икон продолжается образами, расположенными на стенах.

Идея иконостаса в форме триумфальной арки, зародившаяся в церковном искусстве барокко, в классицизме получает новую жизнь. Она несет в себе символику Воскресения Христова как победы над злом и смертью – и в то же время, утверждает имперское величие Отечества.

Иконостас храма Всех скорбящих Радости на Большой Ордынке является ярким примером периода позднего классицизма, который иначе именуется ампиром – то есть «имперским стилем»

До наших дней дошли работы Осипа Бове – иконостасы спроектированных им храма Всех скорбящих Радости на Большой Ордынке и Троицкого собора Свято-Данилова монастыря г. Москвы, созданные в 30-х годах XIX столетия. Оба эти творения можно назвать яркими примерами алтарной преграды периода позднего классицизма, который иначе именуется ампиром – то есть «имперским стилем». Патриотические настроения широко распространились в русском обществе после победы над Наполеоном, что отразилось в разных областях искусства, включая архитектуру.

Описываемые нами иконостасы представляют собой вытянутую в длину алтарную преграду, дополненную массивной триумфальной аркой, как бы вырывающейся вверх и создающей энергичную и динамичную доминанту. Поддерживают арку колонны ионического ордера. Выполненные из белого мрамора, иконостасы пышно украшены лепниной и позолотой.

Иконостас Казанского собора Санкт-Петербурга, также имеющий форму арки, был создан архитектором К.А. Тоном, получившим известность скорее как автор храмов в неорусском стиле – крупнейшим его творением является храм Христа Спасителя в Москве. Между тем, рассматриваемый нами иконостас – яркий образец классицизма: широкая арка над Царскими вратами, коринфские колонны, высеченные из сибирской яшмы; немногочисленность икон… Этот иконостас был создан в 40-х годах XIX столетия и заменил собой временную алтарную преграду, спроектированную строителем собора – архитектором А.Н. Воронихиным. Творение К.А. Тона украшало около 1600 килограммов серебра, отбитого у французов, грабивших Русскую землю в 1812 году, и переданного на благоукрашение собора фельдмаршалом М.И. Кутузовым. В советское время серебро было экспроприировано, а иконостас разрушен. В начале ХХI столетия его воссоздали по сохранившимся чертежам и фотографиям.

Иконостас Казанского собора Санкт-Петербурга – яркий образец классицизма: широкая арка над Царскими вратами, коринфские колонны, высеченные из сибирской яшмы

Наследие классицизма включает в себя и высокие, вертикально ориентированные алтарные преграды – хотя это скорее исключение из общего правила. Таков центральный иконостас Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, созданный по проекту Монферрана в 40-х годах XIX века и относимый к позднему классицизму. Он представляет собой сплошную стену, украшенную высеченными из малахита и лазурита полуколоннами. Образную систему алтарной преграды дополняют покрытые позолотой скульптуры Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и ангелов. Иконостас имеет три ряда образов, что для классицизма уже немало, причем это правильные ряды с крупными, притягивающими взоры молящихся прямоугольными образами. Часть из них написана на золотых фонах, другая – выполнена в технике мозаики. Царские врата главного иконостаса Исаакиевского собора – высокие, украшенные великолепной резьбой и сплошной позолотой – роднят его с иконостасами раннего барокко.

Церковное искусство эпохи классицизма имело свое развитие во времени: от радикализма, отвергающего традиционность и подчиняющего благоукрашение храма закономерностям светского искусства – до возврата к относительно каноническим формам в их новом прочтении.

В современной православной России сложно представить себе появление иконостаса, созданного по всем канонам классицизма (с литой скульптурой, высокими арками, без иконных рядов и т.п.) – если только речь не идет о реконструкции исторического памятника, как это было с алтарной преградой Казанского собора Санкт-Петербурга. Между тем иконостасы в классическом стиле, адаптированные к церковной традиции, вызывают все больший интерес у заказчиков и особенно востребованы при благоукрашении храмов, здания которых возведены в классическом стиле.

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - Свято-Троицкоге братство г. Щигры

www.shigri.ru

+7 (495)  778-37-36