Церковный промысел в селе Патриаршее

Мастерская «Патриарший лес» – одно из предприятий, создающих новое лицо русской глубинки, когда люди собираются вместе и начинают делать по-настоящему созидательное дело. Руководитель мастерской, протоиерей Роман, рассказал нам о ее работе.

- Что принес вашей мастерской 2018 год?

- Пожалуй, одним из основных итогов 2018 года для нас стало расширение географии работы мастерской. Мы работаем по всей стране и за рубежом. Сейчас приступаем к созданию напольных киотов в Словакию, в город Михайловце. В этом городе похоронено 17 000 советских солдат, которые штурмовали Карпаты в годы Великой Отечественной войны. В знак русско-словацкой дружбы и в память о Великой жертве русского народа, мы приняли решение сделать им в подарок большой, центральный аналой. Работая над этими киотами, я имел на сердце желание сказать: «Братья-словаки, давайте дружить!». Начинаем трудиться над иконостасом в Находку – на Дальний Восток. До этого делали церковную утварь в поселок Хатанга, стоящий на самом берегу Северного Ледовитого океана. Работаем в Андреевском монастыре г. Москвы, плотно сотрудничали с московским подворьем Валаамского монастыря. Сделали огромную дверь в главный собор Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Ее высота – 6,35 метра, каждая створка весит килограмм по 400.

 

- Почему мастерская называется «Патриарший лес»?

- Историческое название села Донское, где мы живем, – Патриаршее. Я назвал мастерскую «Патриарший лес», чтобы напомнить людям, что место, где они родились, всегда было связано с Церковью. Это красивое русское село на берегу Дона. По некоторым данным, оно принадлежало отцу Государя Михаила Феодоровича Романова, Патриарху Филарету, от этого и получило свое имя. Здесь никогда не было помещика – село всегда принадлежало Церкви. Оно появилось как поселение при монастырской мельнице. Сразу же вместе с мельницами был построен храм – с этого и началась здесь жизнь. Сейчас в Донском живет 3800 человек.

- Что для вас главное в работе?

- Я хотел бы, чтобы в нашем селе сформировался некий центр притяжения, центр церковного искусства – пусть небольшой. Как зарождались центры народных промыслов: Палех, Красное-на-Волге, Павловский посад? – Появлялась улица или слобода, где все занимались неким ремеслом. Это ремесло захватывало все больше жителей. И я бы хотел, чтобы люди в нашем селе занимались искусством, причем не на лубочном, а на высоком художественном уровне. Мы освоили художественную резьбу, мечтаем начать писать иконы, обрабатывать металлы. Я надеюсь, что потихоньку, шаг за шагом, у нас в селе появится место, куда будут стекаться православные люди, желающие принять участие в благоукрашении храмов.

 

Высокогорное село Псху, Абхазия

- Несколько лет назад вы сделали иконостас для храма, расположенного в самом труднодоступном горном районе Абхазии – в селе Псху. В окрестностях этого села и сегодня живут пустынники, а в советское время там укрывались от гонений монахи закрытых властью обителей. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями.

- Псху – это удивительное место. Там, как на Афоне, чувствуется участие Господа и Божией Матери в каждом деле. Все делается по благословению свыше. Иконостас, который мы сделали для храма села Псху, был для нашей мастерской третьим – мы только начинали работать. Мы чувствовали, словно нами кто-то управляет, помогает. Работа шла довольно долго, были сложности. Первый раз нас туда пригласили в преддверии инаугурации Президента Абхазии – планировалось, что торжественная церемония пройдет именно там, на высокогорье, на родине древних абхазских кланов. Нас торопили, были готовы выделить самолет для отправки иконостаса. Одну часть алтарной преграды успели перевезти. А потом планы у правящих кругов поменялись. Тут стоит упомянуть, что в Псху можно проехать только в теплое время года, осенью перевалы засыпает трехметровым слоем снега, и в село остается только воздушный путь. А высота перевала – 2400 метров. Когда нам надо было везти в храм вторую часть иконостаса, перевал закрылся. Но Господь помог. Директор аэропорта малой абхазской авиации согласился бесплатно перевезти алтарную преграду. Матушка Наталья, которая строит храм, заслуживает особого рассказа. Она – духовная дочь почившего старца Ионы Одесского, который и благословил ее на это дело. Человек железной веры. Хрупкая женщина, одна в горах... Часто происходят такие случаи: она едет, сама ведет УАЗ, ее останавливают какие-то бородачи и спрашивают: «А ты кто? Ты одна???» – удивляются. Она отвечает: «Я не одна, я с Богом». Они ничего понять не могут... Например, чтобы попасть к нам и заказать иконостас, она в ноябре пробивалась через засыпанный снегом перевал, копала тоннель в трехметровом снегу.

 

- За годы работы у мастерской сформировался свой узнаваемый стиль...

- Наша мастерская основана в 2007 году. Режем в основном по дубу, сочетающему в себе природную красоту и долговечность и позволяющему запечатлевать свое творчество на века. Это твердое, сложное в обработке дерево. Сначала работали вручную, но это получалось слишком долго и дорого. Сейчас у нас есть станки, современное оборудование, что позволяет многократно ускорить творческий процесс. Одиннадцать лет назад, открывая мастерскую, я бросил клич: «Ребята, кто хочет со мной работать?» Пришли десять человек. Кто-то остался, кто-то ушел, появились новые сотрудники – сложился коллектив. Сейчас у нас устойчивая команда, люди, на которых можно положиться.

 

Беседовала Елена Вишковская

Православная мастерская «Патриарший Лес»

+7 (920) 240-44-77, +7 (906) 595-55-00
patrwood@mail.ru
patrwood.ru