Приверженность канону и традиции

Иконописная мастерская Мамоновых известна своей приверженностью канону и традиции и высоким уровнем мастерства художников. Ее основатели – настоятель храма свт. Николая в селе Никольском Тверской области, член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО протоиерей Димитрий Мамонов и его супруга, тоже являющаяся членом Союза художников России и АИАП ЮНЕСКО, матушка Ирина Румянцева. Сегодня в мастерской трудится уже следующее поколение иконописцев.

Представляем вашему вниманию интервью с руководителем мастерской Глебом Дмитриевичем Мамоновым, членом Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО .

 

- Ваша мастерская – наследственное, семейное предприятие, начатое Вашим отцом. Вы с юности постигали искусство и дух иконописи?

- Да, весь свой сознательный возраст. Мои родители иконописцы, супруга тоже иконописец,иконописцами стали и два моих младших брата, а сестра учится на художника.С детства я постигал, что главное назначение убранства храма – созданиемолитвенной атмосферы, которая помогает литургическому общению прихожан и клириков с Богом. Церковное искусство по своей природе литургично. Икона никогда не «служила» религии в том смысле, в каком это часто понимается искусствоведами, онане былавспомогательным, декоративным средством, используемым Церковью. Икона, как и слово, составляет часть христианства, является одним из средств познания Бога, одним из путей общения с Ним.

 

- Вы работаете в традиционном ключе. Есть ли место творческому поиску? Не вызывало ли это внутренней борьбы в юности?

- Как может прекрасное вызывать внутреннюю борьбу? Традиция и канон не препятствуют творческому развитию иконописца, они лишь создают необходимые границы, в рамках которых можно глубже изучить любой стиль церковного изобразительного искусства. А потом, изучив наследие, создавать новое. Наш подход к работе отличается от артельного: у нас нет сухого конвейерного принципа организации работы, когда мастерам задают уже готовые цвета, одинаковые для всех храмов. Мы создаем для каждого храма свой, не повторяющийся нигде, колорит, атмосферу и уникальное композиционное решение. Я приветствую творческий подход в решении поставленных задач, стараюсь раскрыть потенциал иконописцев.Когда так работаешь со специалистами, результат их трудов часто впечатляет и восхищает.

 

- Работаете ли вы в академическом стиле?

- В основном, как уже было сказано, мы работаем в каноническом стиле. Именно он отражает равновесие Божественной и человеческой природы в искусстве, в отличие от синодального академического письма, где изображается только человеческая сущность. Но иногда при реставрации храмов, большинство из которых украшены живописью XIXвека, приходится писать и в академическом ключе. Иконы же мы пишем только по традиционной технологии, дошедшей до нас с Хстолетия.

- Древнерусская стенопись создавалась в технике фрески по сырой штукатурке. А в какой технологии расписываете храмы вы?

- Для росписи храмов мы используем краски на жидком калиевом стекле, изобретенные еще в XIX веке и на сегодня доведенные  до совершенства. Стенопись, выполненная ими, более  долговечна, чем любая другая. Красочный слой получается паропроницаемым, впитываясь  в шпаклевку, он не создает пленки на поверхности. Это дает полную сохранность живописи, пока штукатурный или шпаклевочный слой не будет утрачен. А главное – такая роспись выглядит как выполненная по сырой штукатурке.

 

- На что бы вы обратили внимание настоятелей, которые собираются приступить к благоукрашению храма?

- Если вы начинаетеблагоукрашать или даже только строить храм, стоит заранее создать проект его интерьера. Мы спроектируем его согласно канонической концепции выбранного вами исторического периода. Иконописец, архитектор и реставратор будут работать вместе, и у вас не возникнет проблем с дальнейшей эксплуатацией храма, поскольку мы учтем многие нюансы, которые светские архитектурные бюро обычно упускают. Много лет работая над благоукрашением храмов, мы научились предусматривать тонкие детали, о которых художник, не имеющий такого опыта, даже не задумается. Например, наша артель иконописцев-монументалистов состоит в основном из мужчин, что удобно для ведения работ в алтаре. Это позволяет не прекращать службы и не переосвящать алтарь по окончании его росписи.

 

- Спектр направлений работы мастерской достаточно широк...

- Помимо иконописи и стенописи, мыизготавливаемиконостасы и киоты, причем работаем с разными материалами: деревом, металлом, камнем. У нас есть резчики по дереву и камню, создают наши мастера и басму.К примеру, иконостас можно выполнить из белого камня или цветного мрамора и дополнить его убранство элементами ковки и золочения. Также мы предлагаем  варианты с использованием гипсовой лепнины, под мрамор или белый камень. Гипс – недорогой и относительно простой в работе материал, изделия из него обходятся значительно дешевле, чем созданные из мрамора или дажеиз дерева. Также наша мастерская уже более 10 лет выполняет работы по золочениюкуполов и крестов.Мы принимаем заказы и на реставрацию храмов: укрепление кладки, штукатурного и красочного слоя, удаление с росписей въевшихся и трудно выводимых поверхностных загрязнений и плесени, устранение причин возникновения плесени и мокрых стен, восстановление утраченной живописи  и т.д., а также на реставрацию икон.

- Расскажите, пожалуйста, о недавних работах вашей мастерской и об итогах 2018 года для вас.

- География наших работ обширна. Это вся наша страна, от Москвы до Чукотки, а также  США и Греция. В уходящем году мы расписали архондарик в Екатеринбурге, украсили стенописью храмы в Новокузнецке, Рязани, Подмосковье. В данный момент ведем роспись двух храмов в Твери. Написали два иконостаса: в Челябинск и в Московскую область.В минувшем году мы с супругой Натальей стали лауреатами Первой степени премии губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства. А моя мама Ирина Викторовнабыла удостоена Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за лучший проект иконостаса.

 

Беседовала Наталья Зубкова

Иконописная мастерская «Аксиос»
под руководством Мамоновых
+7 (920) 155-97-75, mamonovgleb@gmail.com, ikona-m.com