Стоит ли воссоздавать древние облачения сегодня? Беседа с Ярославом Стародубцевым – руководителем студии «Артодокс»

Ярослав Стародубцев

 

Как выглядело богослужебное облачение в разные века? Можно ли и стоит ли воссоздавать древние облачения сегодня? Почему интерес к старинным формам становится все сильнее и каким должно быть облачение в наши дни? Об этом мы беседуем с Ярославом Стародубцевым – руководителем студии православных облачений «Артодокс», где ведутся серьезные исследования облачений разных веков, по результатам которых создаются ризы для священнослужителей.

 

 

- Как сформировались богослужебные облачения?

- Когда по завершении гонений, после подписания в 313 году императором Константином Великим Миланского эдикта, Церковь обрела свободу, она стала формировать собственный сакральный язык для общения с паствой. В основу этого языка легло все самое лучшее из искусства античности. Конечно, богослужебные облачения далеко не сразу обрели тот вид, который привычен для нас сегодня. В церковном искусстве практически все видоизменялось в веках. Неизменными оставались лишь Священное Писание и догматы, а архитектура, живопись, облачения, пение, форма богослужения менялись в связи с вызовами времени, тенденциями, а иногда даже модой. В большей степени то, что связано с богослужением, изначально имело практическое значение, и уже со временем осмыслялось с точки зрения сакрального смысла, символики.

Архиерей в длинном фелоне

- Какие источники указывают на то, как выглядели облачения в древности?

- К сожалению, облачения древнее XIII века до нашего времени практически не дошли. Памятники, которые может съесть моль, сохраняются очень плохо. В восстановлении их облика нам помогают древние росписи, иконы, мозаики, книжные миниатюры. Если мы возьмем, к примеру, изображения первомученика архидиакона Стефана, то сможем четко проследить, как эволюционировало облачение диакона. На самых древних изображениях VI века первомученик одет в обычную римскую одежду, ничего специально церковного на нем нет. В XI веке появляется орарь. В XIV столетии архидиакон держит в руках дарохранительницу, так называемый Сион, и кадило. А если мы зайдем в собор Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, то в иконостасе XVIII века увидим совершенно типично русского архидиакона эпохи Петра Великого с длинными кудрявыми волосами, с бородой, в парчовом расшитом жемчугом стихаре, с двойным орарем, с большим кадилом в руке... А мастера конца XIX - начала ХХ века, эпохи модерна, на фоне интереса к древнерусскому и византийскому искусству, опять возвращаются к древним изображениям. Благодаря таким памятникам мы и можем понять, как видоизменялось облачение.

Свт. Иоанн Златоуст в длинном фелоне

- Но иконопись обладает некоторой степенью условности?

- Эта условность больше касается пейзажа, ландшафта, анатомии пропорций тела. Богослужебные ризы всегда писали с въедливой точностью, вплоть до пуговок и кисточек.

 

- Некоторые элементы и принципы пошива древних облачений сегодня вновь входят в обиход и становятся весьма актуальными.

- У нас в планах стоит реконструкция древних облачений, но делать их точные копии для богослужебного использования смысла нет. Архиерей или священник просто не сможет служить в ризах VI–ХI веков, потому что с тех пор во многом изменилась сама форма богослужения.

 

- Как выглядела самая древняя фелонь?

- Священническая риза, которую сегодня все почему-то называют фелонью, в женском роде, по-церковнославянски именуется фелон, мужского рода. А по-гречески он вообще среднего рода. Изначально это был древнеримский плащ покроя «солнце», который полностью скрывал человека, ниспадая до земли со всех сторон. В нем было очень тепло, уютно, его можно было закинуть на правое или левое плечо... Эта одежда в богослужебном обиходе указывала на то, что священник совершает Таинства не сам, а Божественной силой, что Тайносовершитель – Господь. Поэтому руки священника большую часть службы были скрыты под ризой. Это было не очень удобно, и со временем, уже к XI веку, фелонь стал короче – до колена. А если мы посмотрим на древнерусские и сербские иконы и фрески XIII столетия, то увидим, что у фелоня появляется красивое расшитое оплечье. Оно особо укрепляется, чтобы вышивка не страдала от деформации, делается со временем все выше и тверже, особенно на Руси, где в конце концов это оплечье становится трапециевидным и жестким.

Фелонь прп. Сергия Радонежского

- Какие ризы носил прп. Сергий Радонежский?

- Во времена прп. Сергия Радонежского фелонь имел одинаковую длину спереди и сзади – примерно до колен, и имел небольшое оплечье. На передней стороне фелоня пришивали 5 пуговиц и петли – в определенные моменты богослужения переднюю часть ризы поднимали и закрепляли с их помощью, что отражено в служебниках. Монашествующие носили русский куколь – примерно такой формы, какую мы видим сегодня у головного убора Святейшего Патриарха, но черный и без изображений. Клобук, который носят монашествующие в наши дни, перенял у греков патриарх Никон.

 

- А когда появился вырез в передней части фелоня?

- Уже ко времени патриарха Никона в Греции переднюю часть фелоня обрезали. Эта форма перешла и на Русь. В XVII веке в нашей стране использовались оба вида фелоня, старый и новый, а к XVIII столетию старая форма вышла из употребления, сохранившись только у старообрядцев. К этому времени складывается тот облик фелоня, который мы видим в храмах сегодня. Далее меняется только декор.

 

- Почему греческий или сербский фелонь не имеет высокого оплечья, свойственного русской ризе?

- В Сербии, Греции совсем иной климат, нежели у нас. Храмы на Руси до XVII века не отапливались, полы же часто были чугунными или каменными. Служение священника в зимнее время было серьезным подвигом. Поэтому облачение было призвано, в числе прочего, согревать, а высокое оплечье хорошо защищало от сквозняков. В теплых же странах, напротив, облачение старались сделать полегче.

Облачение, созданное студией "Артодокс"

- В наши дни храмы отапливаются, и в них может быть жарко даже зимой, что уж говорить про летнее время.

- Да, если еще учесть, что в основном сегодня облачения шьют из искусственного шелка и синтетической парчи, священнослужителям бывает тяжко. По этой причине в нашей мастерской мы практически не используем искусственных тканей. Даже парча может быть изготовлена из хлопка, шелка и металлизированной нити.

 

- На изображениях святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста мы видим не саккосы, в которых сегодня служат архиереи, а фелони.

- Некоторые элементы архиерейского облачения в свое время были подарены византийскими императорами конкретным патриархам, в качестве наград. И только потом, с веками, они перешли ко всем архиереям. Например, фелонь с крестами – полиставрион – был знаком отличия. В Древней Руси в нем мог служить только новгородский архиепископ. И лишь позднее полиставрион стал принадлежностью всех архиереев, отличавшей их от священников. А с XVIII века в России архиереи стали служить в саккосе, а не в фелоне – на этот счет были соответствующие постановления Синода. В современной практике облачения, сшитые из декорированной крестами ткани, мы видим у всех клириков, даже у алтарников. Напротив, ткань без крестов воспринимается как нечто необычное. Хотя на мозаиках Равенны мы видим изображения святителей в однотонных ризах цвета бордо с белыми омофорами. Сейчас омофор обычно делают в тон облачению, из той же ткани, что и все остальное, а в древности его ткали из шерсти ягнят.

Святители разных времен в соответствующих облачениях: полиставрионе и длинном фелоне

- Какие из элементов древних облачений востребованы современными священнослужителями?

- Начиная с конца ХХ века в нашем отечестве происходит возрождение древнехристианского искусства. Современный церковный художник, будь то архитектор или создатель облачений, ищет источники вдохновения в разных эпохах. Интерес к первохристианскому искусству велик и на Западе, среди протестантов и католиков. Там уже в середине ХХ века произошел возврат к фелоню, имеющему форму плаща. В некоторых наших храмах сегодня можно увидеть фелони, напоминающие те ризы, которые были у прп. Сергия Радонежского. Мы создаем такие фелони. А, например, в коллекции «Никея» мы предлагаем владыкам омофор, вручную сотканный из шерсти ягненка, и длинный фелонь. Последнее время к нам стали часто обращаться единоверцы, для них определенным откровением стало то, что мы не только шьем длинный фелонь, но и возрождаем ту простоту и аскетичность облачений, которые были свойственны древности. Рассматривая фелонь прп. Сергия Радонежского, сохранившийся в Троице-Сергиевой Лавре, мы не увидим ни бархата, ни парчи, ни жемчуга. Он сшит из простой, лаконичного цвета ткани. Такие ткани используем и мы. Я считаю, что в наше время роскошь церковного убранства уже не имеет смысла. Раньше, когда простые крестьяне и горожане приходили  в храм, и видели там блеск золота, яркость красок, они погружались в атмосферу иного, Горнего, мира. Сейчас человека постоянно окружают фосфоресцирующие витрины, подсветка домов, весь этот суетный блеск, и для молитвы ему нужна спокойная, аскетичная обстановка, способствующая сосредоточенности. Эта тенденция сегодня прослеживается и в храмоздательстве.

Омофор, согласно древней традиции сотканный вручную из шерсти ягненка. Работа студии "Артодокс"

 

- В своих работах вы уделяете большое внимание качеству материалов и пошива.

- У нас очень много ручной работы. Я с детства в храме, служил ризничим с одиннадцати лет. Поэтому  всегда уделяю большое внимание тому, чтобы священнику было нежарко и удобно. Например, оплечье на фелони у нас держит форму, но оно не жесткое. Никакого «картона» там в помине нет, мы используем технологичные современные материалы. Благородная простота считается признаком хорошего вкуса в одежде светских людей. Она украшает и церковные облачения.

 

Беседовала Алина Сергейчук

Студия православных облачений "Артодокс" +7 (981) 734-64-45 info@artodox.studio, artodox.studio