Сочетать церковный канон и черты национальной культуры. О благоукрашении главного храма Беларуси

Мы продолжаем рассказ о благоукрашении Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск, над благоукрашением которого потрудились художники мастерской "Палехский иконостас". Об убранстве храма повествует его настоятель протоиерей Феодор (Повный). 

 

- Верхний храм – величественный, просторный. Его украшает очень живописная стенопись, которая сочетается с иконами святых в киотах, в иконостасе... Как рождался художественный замысел, программа росписи?

- Главное храмовое пространство является духовной осью, сакральным центром Храма-памятника. Оно несет в себе идею соборности, идею полноты Православной Церкви, и в то же время – имеет национальный характер, сугубо связанный с человеческой личностью в контексте земного и Небесного Отечества. Задачей художников было сочетать церковный канон и характерные черты национальной белорусской культуры. Исходя из этого, был избран фряжский стиль иконописи. Прежде чем художники иастерской «Палехский иконостас» начали работать, мы организовали для них посещение Художественного и Исторического музеев Беларуси. Там они внимательно изучили древние иконы и образцы декоративно-прикладного искусства, исследовали орнаменты слуцких поясов и растительные узоры чеканных риз на белорусских иконах XIV–XV веков. Слуцкие пояса – историческое и культурное достояние Беларуси. Они славились затейливым рисунком и тонкостью работы. Мотивы этих орнаментов сегодня мы видим на стенах храма – они заполняют пространство между сюжетами.

Как мы уже говорили, храм шатровый, устремленный вверх. Поэтому доминантой росписи является Вознесение Христово. Программа росписи представлена всеми чинами святости, где каждый чин имеет свое приношение Христу, свой литургический символ. А учение трех святителей – Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, составителей Божественной Литургии, визуально смыкает пространство в единое целое, а символически объединяет всех святых в полноту Вселенской Церкви, Глава которой – Христос. В этом единстве присутствует собор белорусских святых. Он представлен в четырех иконах местного ряда иконостаса и в росписи трапезной части храма, где святые изображены в человеческий рост. Кстати, это первое монументальное изображение Собора белорусских святых. Они, словно живые, встречают входящего в храм. И только золоченый ободок по контуру фигуры, да облако под ногами говорят о том, что это граждане Небесного Отечества. Они с нами, но уже небожители. А фоном для фигур святых служит белорусский пейзаж с ныне действующими храмами. На западной стене традиционно принято изображать Страшный суд, однако общий контекст храма требовал иной смысловой нагрузки: не суда, а благословения. Поэтому художники написали Пресвятую Богородицу, Которая распростерла Свой омофор над Церковью, над нашими святыми, над Белорусской землей и над всеми входящими в храм.

- Иконостас верхнего храма фарфоровый. Наверное, непросто подобрать колористику икон, чтобы они хорошо смотрелись в столь нетипичном по цвету и фактуре обрамлении. Кажется, это удалось? 

- Выбор материала для иконостаса был не случаен. Это продолжение древней белорусской традиции XVII века. Не все знают, что именно белорусские мастера в те времена славились своими изразцами, и именно белорусскими изразцами украшены храмы и дворцы Московского Кремля. Иконостас же Храма-памятника состоит из более чем 10 000 деталей. Визуально он напоминает некий Небесный Иерусалим, город с церквями. Он не просто образует алтарную преграду, но продолжается в пространстве стен киотами для икон. Фаянсовыми изразцами отделаны колонны. Этот бело-розовый оттенок не типичен для традиционной росписи. Кроме того, фаянс бликует белым, а позолота – желтым. Специалисты Национальной академии наук Беларуси, посетив храм, сказали, что колористическая драма главного храмового пространства не вписывается в ряд цветовой гаммы радуги. Здесь присутствует два цветовых ряда, которые вместе создают удивительную гармонию и умиротворение. Ну а то, что у мастерской «Палехский иконостас» получилось зрительно объединить пространство храма, свидетельствует о таланте и профессионализме художников. И результат стоит затраченных усилий. Входя в этот храм, человек чувствует себя в совершенно ином измерении – неземном и вневременном. Он может прочувствовать, насколько великолепен и огромен мир Церкви, ощутить себя членом Церкви, почувствовать себя рядом со святыми угодниками Божиими...

 

- Украсили ли храм какие-то интересные, необычные предметы церковной утвари?

- Конструкция шатра не позволяет повесить в нем стандартное паникадило. Поэтому на заказ был изготовлен хорос. Благодаря масштабу храма он получился одним из самых больших не только в Беларуси, его диаметр – 12 метров. Он несет на себе 96 светильников и находится на высоте 16 метров. Хорос выполнен в византийском стиле по эскизу специалистов «Палехского иконостаса» – они принимали участие в разработке всех элементов храмового убранства. А изготовили его на предприятии «Каскад» в г. Лиде. Следует упомянуть и о мозаиках, которые украшают алтарную часть главного храма. Они также выполнены по эскизам «Палехского иконостаса». Над созданием мозаичного убранства трудились художники мастерской «Артель-Арт» под руководством Дениса Чубукова. Ребята работают с мелким зерном смальты. Международные эксперты, посетившие храм-памятник, оценили работу молодого творческого коллектива как находящуюся на уровне мирового монументального искусства. Алтарная часть храма имеет три помещения. В центральной части главным композиционным и смысловым образом является Распятие. Этот образ раскрывает тайну спасения человека. «Державный» образ Богоматери раскрывает тайну Боговоплощения, а также символизирует заступничество Царицы Небесной за весь род человеческий. Сюжет Небесной Евхаристии напоминает о предназначении алтаря. Справа от центральной части находится диаконник. С верха его апсиды взирает Иоанн Предтеча. По стенам разместились образы святых диаконов. Маленькие, незначительные детали, такие, как поворот стопы, положение кадила, легкий разворот лица создают удивительную динамику. А слева от центральной части алтаря находится жертвенник. В нем совершается проскомидия, готовятся Святые Дары. В конхе апсиды помещен образ Богоматери «Не рыдай Мене, Мати», изображающий Снятие со Креста тела Спасителя. А вдоль стены словно обступили жертвенник святители. Благодаря глубине смальты изображения обретают многомерность, мерцание. Это мерцание, мягкий блеск создает чувство таинства, надмирности, я бы даже сказал – нерукотворности образов. Мы подобрали необычную светло-серебристую гамму, которая позволяет сравнить алтарь с небом. И я могу сказать из своего личного литургического опыта, что священнослужитель, совершающий Литургию в таком храмовом окружении, переживает совершенно новое осмысление предстояния Господу в Его Таинстве.

 

- Благодарим Вас, отец Феодор, за очень содержательный рассказ об этом удивительном храме. 

 

Беседовала Алина Сергейчук

Мастерская «Палехский Иконостас» +7 (493) 342-28-91 iconostas@inbox.ru, iconostas.ru