Из истории возрождения Саровского Свято-Успенского мужского монастыря

Саровский монастырь в советские годы был в значительной мере разрушен. Сохранилась колокольня, которая была переоборудована и перестроена. Перед реставраторами стояла задача возвратить ей первоначальный вид, гармонирующий с обликом православной обители.

Региональным инженерным центром (РИЦ) разработан полный комплект проектной документации для проведения реставрации. По этому проекту и выполняются работы, которые на данный момент приближаются к своему завершению.

Саровскую колокольню называют визитной карточкой города. Ее изображение можно увидеть и на гербе Сарова. Общая высота колокольни составляла 81 метр. В хорошую погоду с нее можно увидеть Серафимо-Дивеевский монастырь. Обратимся к истории этого примечательного сооружения. Строилась колокольня десять лет, с 1789 по 1799 год. Первый ее ярус занимали святые врата – главный вход в монастырь. Открывались они лишь по праздникам, во время встречи крестного хода и почётных гостей. Внутри святых врат в 1838 году разместили 10 больших икон, которые в 1900–1901 годах заменили настенными росписями. Повседневно для прохода и проезда в монастырь пользовались боковыми небольшими воротами, за которыми присматривал особый послушник – «вратарь».

В помещении над воротами находилась монастырская библиотека. В 1908 году в ней хранилось 9187 печатных и 698 рукописных книг, в том числе и относящихся к XVI–XVII векам. После закрытия монастыря некоторые книги и рукописи из библиотеки вывезли, остальное разорили и сожгли. Среди книг были труды по математике, истории, географии.

Во втором ярусе размещалась надвратная церковь Святителя Николая, освящённая в 1806 году. Иконы для этой церкви писали арзамасские мастера из школы Ступина.

Жизнь колокольни в советское время

После 1927 года, когда был окончательно закрыт Саровский монастырь, исчезли и уникальные часы Саровской колокольни. Известно, что их изготовили в Туле в 1784 году. Часовые куранты вызванивали мелодию «Кто тя избежит, смертный час».

После разорения колокольня использовалась в качестве водонапорной башни. Внутри на 3-м ярусе на стальных балках до недавнего времени стоял огромный сварной водопроводный бак, закрытый со всех сторон специально выстроенными стенами.

В самом конце пятидесятых годов, когда руководителем объекта (секретного ядерного центра) был генерал Борис Глебович Музруков, поступил приказ: взорвать колокольню Саровской пустыни, которая якобы демаскирует объект. Специалисты подготовились к подрыву. По устному преданию, Борис Глебович на свой страх и риск распорядился приостановить работы и направил в Москву рапорт примерно следующего содержания: мол, в связи с многочисленными запусками искусственных спутников Земли в ближайшее время следует ожидать бурного развития космической фотографии. В этих условиях колокольня неминуемо потеряет свое значение ориентира на местности, поэтому тратить государственные средства на ее разборку считаю бесхозяйственным. Колокольня была спасена, но вместо главы и креста на верхней площадке были размещены телевизионные антенны и сооружения спецсвязи.

Успенский собор

Наиболее значимым сооружением Саровской пустыни был взорванный в 1951 году Успенский собор, давший монастырю свое имя. Сегодня храм возрождается. Сбор информации о саровском Успенском соборе компания «Региональный инженерный центр» («РИЦ») начала еще в 2003 году. «РИЦ» провел поиск по всем доступным архивам, и можно считать, что невыясненных вопросов относительно облика и интерьеров разрушенного собора практически не осталось. Изыскательские работы включали в себя и анализ имеющихся в музеях г. Сарова источников, и изучение сохранившихся фотоматериалов, зарисовок, открыток, старых книг, церковных отчетов, находящихся в церковных приходах и частных коллекциях горожан. В 2007 году были проведены археологические и инженерно-геологические исследования, в ходе которых было в точности установлено расположение остатков фундаментов разрушенного собора и состояние грунтового массива под ними. Для разработки достоверных чертежей проекта реставрации проведены исследования нескольких храмов-аналогов. Так, в архивных источниках говорится, что вид тамбовской Казанской летней церкви (построена в 1791–1796 годах) полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, только в меньших размерах.

История строительства Успенского собора достаточно интересна

Первоначально Успенская церковь, построенная в период с 1730 по 1744 год на средства московского купца Демидова и поэтому в обиходе именуемая Демидовской, имела достаточно скромные размеры: длина ее не превышала 15 метров. Церковь имела пять главок; 25 августа 1744 года ее освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

С 1770 по 1777 год по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова, происходившего из купеческого сословия города Калуги, был построен Успенский собор весьма внушительных размеров: в плане 42 на 27 метра и высотой до верха креста 60 метров. Главным меценатом строительства выступил московский купец Г.В. Лихонин. Необычным в возведении храма было то, что первоначальная Демидовская церковь не была разрушена, а стала алтарем собора; алтарь же Демидовской церкви стал использоваться в качестве ризницы монастыря. Освятили собор в августе 1778 года. Отличительной особенностью его интерьера был пятиярусный резной позолоченный иконостас, высота которого в центре равнялась 19 метрам, а по краям достигала 27 метров.

О том, насколько красивым получился собор, свидетельствует тот факт, что по его образцу было выстроено несколько храмов: Успенский в Вышинской пустыни (1785 год), Казанский в Казанском монастыре в Тамбове в 1794 году, Предтеченский в Трегуляевом монастыре в 1799 году и другие.

Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. В ризнице хранились дорогие облачения, которые вследствие тяжести серебряного и золотого шитья никогда не употреблялись при богослужении. У стен собора похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк Молчальник.

Уничтожение Успенского собора

К концу 1925 года Саровский монастырь закрыли. Успенский собор стал ветшать. В 1951 году он был снесён. Формальный повод власти отыскали прямо-таки гуманный: от сейсмических сотрясений, возникавших из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов, здание якобы могло обрушиться. Однако реальность показала всю ложность этого объяснения. При взрывных работах при уничтожении собора количество взрывчатки пришлось значительно увеличить по сравнению с предполагавшимся изначально. Взрывали несколько раз: на совесть сложенное здание дома Божия никак не сдавалось разрушителям. После первого подрыва храм не только устоял, по его стенам не пошло ни одной трещины. При разборке взорванного-таки собора были уничтожены почти все фундаменты, и только благодаря знаниям и огромному опыту археолога Е.Л. Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение здания на местности, а также уточнить размещение захоронений преподобного Серафима Саровского и схимонаха Марка Молчальника...

 

Дело остается за малым – воссоздать Успенский собор

На основании информации, полученной за десять (!) лет поиска и проектирования, Региональным инженерным центром разработан полный проект воссоздания Успенского собора, включая всю рабочую документацию. Учтены все особенности, связанные с карстовой опасностью территории г. Сарова и крайней стесненностью проведения работ, поскольку строительная площадка расположена между двумя оживленными разветвлениями проспекта Мира на территории Успенского мужского монастыря. 

 

Юрий Андреевич Коваль,

кандидат технических наук,

генеральный директор ООО «Региональный инженерный центр»

www.ric-33.ru   8-910-777-21-39