Журнала сайт не заменит

Мы издаем свои журналы для церковных хозяйственников: настоятелей, экономов, ризничих, руководителей церковных лавок. Обратная связь с ними важна. Предлагаем вашему вниманию беседу с насельником Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря монахом Ювеналием (Демидовым).

 

 

– Вы читаете журналы «Русиздат»?

– Да, мне всегда интересны журналы «Ризница» и «Церковный ювелир». Читаю и «Благоукраситель», просматриваю «Церковный строитель». Например, когда у нас возник вопрос о тканях для крещения с символикой нашего монастыря – мы нашли именно в Вашем журнале рекламу швейной фабрики...

 

– Как можно охарактеризовать журналы «Ризница», «Благоукраситель», «Церковный строитель», «Церковный ювелир»?

– Могу охарактеризовать их так же, как в романе «Бег» один из персонажей характеризует генерала Черноту: «У него есть положительные качества: смел, предприимчив. И отрицательные: смел, предприимчив. – Что, и так, и так? – А это в зависимости от ситуации». Издания узкоспециализированные. В этом – и плюс, и минус. Тем, для кого они предназначены, журналы очень интересны: специализированное издание более глубоко проникает в тему. Но в этом есть и сложность: не создается эффекта известности, «узнаваемости», когда журнал знают все. Специализация предполагает сужение круга потребителей. Верстальщик у вас очень хороший, статьи и макеты профессионально оформлены. Я всегда читаю статьи, причем по два раза: сначала просто «проглатываю», а потом вчитываюсь, чтобы понять какие-то нюансы, которые для меня очень интересны. Ведь публикаций деловой православной тематики сегодня очень мало.

 

– Как вы принимаете решение, на какое объявление в журнале отозваться?

– На что я обращаю внимание? Первое – наличие сайта. Сайт помогает увидеть возможности предприятия, его товары, зачастую – и стоимость. Тем паче что неимение страницы в интернете в наше время – это уже признак лени. Затем – электронная почта. Для меня первоначальные звонки достаточно тяжелы, намного проще написать. Ведь для первичного знакомства важно не только узнать цены – следует рассказать о себе.

 

– Пользуетесь ли вы порталом ortox.ru?

– Да. Если сравнивать порталы, которые что-то предлагают в церковной сфере, ortox.ru – самый лучший. Он удобен: вся информация в одном месте. Для меня достоинство сайта – в его простоте. Есть заумные сайты, созданные программистами, далекими от «простого народа». Их лозунг: «Что тут непонятного?!» На ortox.ru все достаточно доступно и понятно. Но журнала сайт не заменит. Лет десять назад я разговаривал с человеком, который спросил меня: «Ты в интернете хоть когда-нибудь был?» – «Был». – «И что ж ты тогда газетами занимаешься? Они ж умрут через два года!» Проходит два года, другой собеседник говорит: «В течение пяти лет газеты пропадут». Через пять лет то же самое заявляет уже третий... А печатные СМИ как покупали, так и продолжают покупать... Читать электронную книгу и попивать кофе – не так вкусно. Быть может, бумажная газета и отомрет, но не при моей жизни. А книга – и вовсе не уйдет. Работать с книгой удобнее. Конечно, везде своя специфика. Спортивные издания отмирают – потому что они живут один день. А информацию, которую необходимо сохранять, лучше иметь в бумажном виде.

 

– Как бы вы оценили уровень ведения продаж товаров православной тематики?

– По моим наблюдениям, организация работы церковных лавок сейчас находится на уровне, на котором светская ларечная торговля была в начале девяностых годов, когда в сибирский город, где я жил, проводники поездов двумя-тремя коробками привозили сигареты – и это назывался опт! Оптовая торговля от одной коробки... А сегодня и в монастыри и в храмы и едут коробейники (как я их называю), привозят запылившиеся, часто помятые книги – и их берут. И тут – обратите внимание: кто быстрее всего сориентировался, кто быстрее всего обратился лицом к нуждам верующих и кто дал больше всего качественных предложений? – Ювелирные фирмы. Многие ювелирные выпускают кресты, образки, постоянно расширяя свой ассортимент. У них сильна конкуренция, борьба за потребителя – и поэтому они открыты всему новому и стремятся повышать качество. А если конкуренции нет – зачем трудиться, и так приобретут... Поэтому более узкоспециализированные отрасли развиваются гораздо медленнее.

 

– На что бы вы посоветовали обратить внимание при формировании ассортимента церковной лавки?

– Формируя лавку монастыря, я бы посоветовал представлять в ней больше предметов, связанных именно с самой обителью, с ее святынями и историей: книгами, сувенирами, иконами – чтобы паломники могли увезти с собой частицу святого места.

 

– Какой информации вам не хватает в наших журналах?

– Сегодня мало пишут о паломничестве. Православное паломничество сегодня находится в зачаточном состоянии. При этом стремления развиваться и улучшать качество услуг почти ни у кого нет! Я общался с руководителями различных паломнических служб: многие сетуют, что постепенно снижается число паломников. По мнению руководителей паломнических служб, люди объездили основные места по России – и больше не хотят. Причем – основные по мнению именно сотрудников упомянутых паломнических служб, зачастую очень и очень спорному. Вывод, кажется, очевиден: откройте новые направления! В России – множество мест, все они разные, очень интересные: с богатой историей, с красотами архитектуры и природы!

 

А как организованы сами поездки?

– Нередко паломники спят либо в автобусе, либо на полу в храме. Им предлагают побывать в день едва ли не в двух десятках храмов или монастырей. Вдумайтесь: сколько времени, с учетом дороги, отводится на каждое святое место? Понятно, почему многие предпочитают отправляться в путь самостоятельно. Паломникам нужна не только святыня, но и организация времени пребывания в монастыре, и даже отдыха.

 

– Может быть, сама «принимающая сторона» – монастыри – позаботится о паломниках и тем самым привлечет их к себе?

– Да, конечно. Мы сейчас восстанавливаем монастырские здания Тихвинского монастыря, и не только храмы, но и жилые и хозяйственные помещения, всё монастырское каре, восточная часть которого исторически представляла собой гостиницу для паломников. В ближайшее время у нас появится возможность разместить паломников. А то получается, что люди вынуждены за день успевать объехать все окрестности, чтобы к ночи вернуться в Петербург, расположенный в двухстах километрах.

Журнал «Ризница» читают те, кто занимается лавкой, а лавка во многих монастырях – это и первая встреча паломников. Может быть, стоит рассказывать для них, хотя бы по странице, о монастырях России. Причем не столько об истории, сколько об их настоящем дне. Давать полезную информацию о святынях, как организовать поездку.

 

Беседовала Елена Вишковская