Заметки о Нотр-Дам

Почему так всколыхнул мир пожар собора Парижской Богоматери? Когда все происходит на глазах, и ты в прямом эфире видишь разрушение одного из памятников мировой культуры, это не может не потрясти. Люди в разных странах молят Бога о спасении гибнущего – и спасение приходит, хотя разрушения и велики. Нотр-Дам – символ Франции, символ Европы, памятник мировой архитектуры, вместилище великих святынь…Он – свидетель истории человечества, которая продолжается и сегодня…

 

Нотр-Дам – одно из ярких произведений готики – стиля сложного, противоречивого и оставляющего глубочайшее впечатление даже у тех, кто не является поклонником западной архитектуры. «Готика – это устремление ввысь, тоска, это крик души, взыскующей внутреннего. Готика – это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, ищущие «там» того, чего нет «здесь», на земле. В этих чертах отразилась существенная особенность религиозного опыта западных народов… утверждение «мира сего» и взыскание мира грядущего…» - писал в ХХ веке священномученик Иоанн (Поммер). Стремление оторваться от земли – и в то же время, прочно встать на ней… Как это близко современному верующему человеку! И как это выражено в массивных объемах готических соборов и их рвущихся ввысь башнях! Готика: изломанная, странная, и все же устремленная к небу… Грандиозные соборы часто строили без изначального плана, Л.М. Буткевич отмечает, что они росли, как растет дерево. Бесконечное строительство в бесплодном стремлении достичь неба… Таковы плоды отрыва последователей Рима от истины Православия. Потеря полноты благодати стремится восполнить себя внешним усилием, порывом – увы, бесплодным… Впрочем, Бог присутствует в жизни каждого человека, иначе мир не мог бы просуществовать и дня. В творениях талантливых художников практически всегда чувствуется соработничество Божие, и потому православная душа может найти нечто сродное себе в готических соборах католицизма.

Конструкция готического собора очень сложна. У него практически нет несущих стен – их заменяют сложные конструкции: своды, аркбутаны, контрафорсы, составляющие «скелет» здания. Это позволяет освободить место для огромных витражных окон, яркие стекла которых в свое время стали абсолютно новым словом в европейской архитектуре. Незабываемое впечатление, производимое готикой, усиливается скульптурой. С прекрасными изваяниями святых и королей соседствуют фигуры горгулий – причудливые, напряженные, даже уродливые.  Одно из наиболее правдоподобных объяснений того, почему эти монстры поселились на фасадах христианского храма таково: стремясь уберечь храм от нападения бесов, средневековое сознание помещало изображение этих бесов на внешних стенах церковного здания. То ли таким образом показывали, что место уже занято, то ли – напротив, подчеркивали, что внутрь церкви нечистым духам нет пути. Кстати, это перекликается с житием русского святого – блаженного Василия. Он бросал камни в стены благочестивых домов и целовал двери кабаков. На вопрос, почему он так поступает, юродивый пояснял, что у питейных заведений горько плачут ангелы-хранители проводящих в них время пьяниц. А близ храмов и жилищ добрых христиан примостились бесы, которым Господь не позволяет войти внутрь. Впрочем,  многие из горгулий, кажется, вовсе не чувствуют себя уютно на церковных стенах. Напротив, они стремятся прочь от них, кажется, еще миг – и оторвутся, улетят, показывая пример своим невидимым «сородичам» – злым духам, отогнать которых с помощью этих изображений стремился средневековый человек.

Для православных христиан собор Парижской Богоматери особенно дорог как место пребывания Тернового Венца Спасителя. Впрочем, святыня была перенесена в ризницу Нотр-Дам лишь в 1806 году. До этого реликвия прошла долгий путь: из Иерусалима – в Константинополь, оттуда, после разорения города крестоносцами, в Париж. Здесь специально для Венца была построена часовня Сент-Шапель. В годы французской революции она была разрушена. Спасенные от революционной толпы святыни были перенесены в хранилище Национальной библиотеки Франции. В  Нотр-Дам по просьбе верующих их передал Наполеон Бонапарт. Терновый венец хранился в двух реликвариях, каждый из которых по-своему отражает его историю. Первый – прозрачное хрустальное кольцо, украшенное золотым орнаментом. Внутри оно разделено на три секции. Разделен на три части и сам Венец. Это было сделано на случай, если святыня вновь окажется под угрозой уничтожения – тогда шанс спасения хотя бы одной из частей возрастет. Кольцо находилось внутри большого реликвария, напоминающего одновременно церковный потир и королевскую корону. Этот реликварий украшен фигурами трех царственных особ, сыгравших ключевую роль в истории Тернового венца. Равноапостольная Елена обрела святыню. Король Болдуэн передал Венец из Византии в Венецию, пополнив вознаграждением за это истощившуюся казну своего государства. Король Франции Людовик Святой, выкупил Венец и принес его в Париж.

Помимо Тернового Венца, в соборе пребывали и другие общехристианские святыни. Интересно, что некоторые из них оказались заключены во… флюгере собора – массивной медной фигуре петуха, венчавшей собой его высокий шпиль. Такова ментальность западных благоукрасителей: во многих храмах можно увидеть святыни, поднятые к сводам, на недосягаемую для верующих высоту. В этом мы вновь видим стремление подчеркнуть высоту духовную высотой вещественной. В фигуре петуха находились шип от Тернового венца, частица Креста Христова, а также части мощей апостола от 70-ти Дионисия Ареопагита и преподобной Женевьевы – древней святой, покровительницы Парижа, которых почитают и православные. Как известно, пожар начался сверху, и шпиль собора погиб достаточно быстро. Его пылающие обломки обрушились внутрь здания сквозь прогоревшую кровлю. Однако петух удивительным образом оказался отброшен на немалое расстояние и упал в безопасном месте около собора. Там он и был найден. Святыни сохранились невредимыми. Это чудо показало миру явную милость Божию, ответ Господа на молитвы тех, кто скорбел о горящем храме…

Собор Парижской Богоматери – свидетель истории Франции на протяжении столетий. Здесь короновались и заключали браки французские короли. Здесь поклонялись великим святыням. Он был безжалостно осквернен во время французской революции: это на его престол распоясавшиеся безбожники посадили полуобнаженную блудницу, объявленную богиней разума. Сегодня жизнь собора противоречива, как и жизнь всего современного мира: здесь молятся перед святынями парижане и паломники со всего мира, и бродят толпы туристов… Слава Богу, случившийся пожар – не конец его истории. Человечество плывет по волнам времени, и вместе с ним этот путь проходят реликвии – святыни веры и памятники искусства, прославляемые и унижаемые, разрушаемые и возрождающиеся...

Почему загорелся собор – не нам судить. Любая скорбь действует как катализатор, отделяющий воду от взвеси. Во время пожара многие жители Парижа стояли на коленях прямо на улицах, плакали и пели молитвы, прося Бога спасти святыню. И мы видим, что Господь не остался глух к их мольбам. Вопреки многим прогнозам, храм удалось потушить, спасены многие реликвии.

 

Алина Сергейчук