Чтобы старая плащаница засияла

Мастерская золотного шитья занимается изготовлением шитой церковной утвари: плащаниц, митр, икон. Особое направление – восстановление старинных вышивок. Через руки мастериц прошли предметы XVIII-XIX столетий, многие из которых казались необратимо пострадавшими, но обрели новую жизнь. Мы беседуем с Нонной Ивановой, руководительницей мастерской, о реставрации шитой церковной утвари

 

- Вы занимаетесь реставрацией старинных плащаниц?

- Строго говоря, это не реставрация, а поновление. Музейная реставрация стремится к максимальной исторической достоверности. Если какие-то утраченные части предмета и воссоздаются – их специально делают отличающимися от сохранившихся. А мы придаем предметам церковной утвари новый вид, цельный облик, что гораздо лучше соответствует их использованию в храмах.

 

- Как можно восстановить потерпевшую утраты вышивку? Ведь ткань, нити – такие хрупкие...

- Золотая нить как раз довольно прочная, прочнее той нити, которая крепит ее к ткани. Вредители: моль, жучки – обычно грызут изделия с изнанки, что тоже служит сохранности самого рисунка. Бывает, что требуется заштопать основу, где-то пришить новую ткань – а рисунок просто укрепить. И, конечно, очистить вещь от загрязнений: копоти, пыли, воска. Кстати, воск нередко как бы консервирует изделия: под ним ткань и нитки сохраняются практически идеально, до них не добираются ни насекомые, ни пыль, ни копоть.

 

- Золотые нитки состоят из основы и нанесенного на них металлического слоя. Может ли этот слой повредиться со временем?

- Если ободраны сами золотые нитки, с них сошла позолота – это уже сложнее. У нас был такой случай: мы реставрировали плащаницу, где плат на бедрах Спасителя стал совершенно черным – нити почернели, хотя изначально были серебряными. А нитки эти были особенными, старинными, в наше время таких уже нет. Я подрезала их, переворачивала другой стороной и прикрепляла заново. Плащаница стала как новая. Другой случай. Недавно мы поновляли плащаницу, у которой золотое покрытие с ниток практически полностью сошло. Священник, который принес нам эту плащаницу, сказал: «Я хочу, чтобы она сияла»! И мы золотили ...нитки! Каждую ниточку аккуратно покрывали настоящим сусальным золотом.



- Вы занимаетесь золотным шитьем. У этого вида церковного искусства есть различные направления?

- Наш основной стиль это шитье по картону. Все детали изображения вырезаются из картона, затем обшиваются золотом и только потом крепятся на основу. Другая распространенная технология золотного шитья это шитье вприкреп, по настилу, когда вышивают непосредственно на основе. Лицевое или личное шитье – это вышивание шелком ликов и рук. Оно хорошо сочетается с золотным шитьем вприкреп, а к вышиванию по картону лучше подходят живописные лики. В нашей мастерской лики и руки пишет мой супруг, профессиональный иконописец.

 

- Шитье по картону более объемное, чем шитье вприкреп?

- Да. Для объема под изображения часто подкладывают какие-нибудь наполнители. Однажды нам принесли на реставрацию плащаницу, под изображениями которой оказались скомканные газеты XIX века. Среди них нам попался лист, на котором с двух сторон были напечатаны портреты молодых Наследника-цесаревича Николая Александровича и его невесты, будущей Императрицы Александры Феодоровны. Этот лист стал для нас святыней. Моя мама – монахиня почитает его как икону. А еще внутри этой плащаницы был спрятан моток золотых ниток, которыми она была вышита. Найдя его, я растрогалась: как будто тот, кто шил плащаницу, позаботился обо мне – ее будущем реставраторе.

 

- Как определить, какие из предметов шитой церковной утвари можно возвратить в обиход, а какие непригодны для поновления?

- Отремонтировать можно практически все. Я бы хотела обратить внимание на необходимость очень бережно относиться к предметам церковной утвари, сохранившимся с давних времен. Даже то, что кажется сильно пострадавшим, можно восстановить! Я знаю вопиющие случаи, когда после передачи храмов Церкви из их подвалов или с чердаков выбрасывали и сжигали старинные облачения, мебель, утварь. Это происходит в наши дни, не в годы гонений! Например, у нас была плащаница, где два херувима на углах сохранились, а два были вырезаны. Мы восполнили эту утрату. А еще у меня есть маленький шитый херувим, которого моя родственница спасла, когда его хотели сжечь как ненужную старую вещь. Я очистила его, и оказалось, что состояние этой старинной детали церковной вышивки вполне пригодно для восстановления.

Беседовала Светлана Филиппова