Самострой не нужен ни Патриарху, ни властям!

Активное возведение церковных зданий осуществляется в столице по Программе строительства православных храмов в Москве, действующей уже 9 лет. Эта программа позволила накопить бесценный опыт, который будет интересен настоятелям во всех. Семинар, организованный Московской Патриархией и адресованный настоятелям строящихся храмов, в значительной мере послужил передаче горького опыта ошибок тем, кто может и должен их избежать.

Иерей Александр Привалов, помощник по строительству Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви  указал на ряд «ловушек», в которые из раза в раз попадают настоятели.

 

Нет! Батюшка, переделывай

К сожалению, в семинариях не преподают основ строительного дела, и батюшкам, как правило, приходится постигать все самим. На помощь приходят доброхоты – но зачастую и они не являются профессионалами. Нередко они предлагают нарушать правила строительства. «Один помощник говорит: «Вот я у себя дачу построил и все знаю. Зачем стропила чем-то там покрывать и обрабатывать. Этот «мастер» не учитывает того, что у него на даче, к примеру, пролет 2,5 метра, а тут нужно перекрыть 6 метров. А когда подобная работа закончена, мы в лучшем случае сталкиваемся с тем, что не можем сдать объект в эксплуатацию. Здесь не деревня. Надзорные органы отвечают головой за безопасность людей, находящихся в наших храмах. И они говорят: «Нет! Батюшка, переделывай». Батюшка начинает бегать, спрашивать одного, другого, экспертизы назначать. А суть-то остается прежней – эта конструкция представляет собой опасность». Другая ловушка состоит в излишнем доверии  жертвователям. Строящимся храмам нередко предлагают некондиционные, вышедшие из строя материалы, использование которых приведет к серьезным проблемам.

Чтобы помочь настоятелям избежать серьезных ошибок при возведении храмов, уже несколько лет работает  Единая Служба Заказчика Московской Патриархии. Заместитель директора этой организации иерей Михаил Титов, указывает на важность проведения экспертизы проекта будущего храма. По закону (Постановление №87 Правительства РФ О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию) такая экспертиза необходима, если храм имеет площадь более 1500 метров или состоит из трех и более этажей. Однако, отмечает отец Михаил, экспертиза проводится в интересах самого настоятеля – ведь ему предстоит отвечать за то, каким будет построен храм. А ошибки при строительстве, в результате которых в действие вступают уже не ручка и карандаш, а отбойный молоток, обходятся слишком дорого. Качественная экспертиза позволит заранее определить энергоэффективность храма: не слишком ли дорого обойдется его освещение, отопление и т.п. Не менее значим вопрос воздухообмена, вентиляции. Отец Михаил сделает акцент на том, что важно не только построить храм, но и сдать его в эксплуатацию – а для этого необходимо соответствие здания всем существующим требованиям безопасности, в частности, пожарной. Их несоблюдение приведет к необходимости обременительных и дорогостоящих переделок.

 

Не только построить храм, но и ввести его в эксплуатацию

Экспертиза позволит проверить и соответствие реальности сметы строительства, сделанной проектировщиком. Нередко бывает, что архитектор не учитывает какие-либо параметры: стоимость утеплителя, противопожарной пропитки древесины и т.п. В результате суммы, отводимые на строительство, приходится корректировать в большую сторону, что вызывает вопросы у благотворителей и сложности с оплатой.

О. Михаил напоминает: «Главное не построить храм, а ввести его в эксплуатацию – запомните это! Потому что построенный, но не сданный в эксплуатацию храм – это самострой. А самострой не нужен ни Святейшему Патриарху, ни городским властям!»

Анатолий Николаевич Кравчук, заместитель руководителя Мосгосстройнадзора, также уделяет большое внимание необходимости правильного оформления документации и на то, что документация эта в обязательном порядке должна находиться у настоятеля. Даже если проект храма не проходил экспертизу, необходимо разрешение на строительство. Следует документально фиксировать и оценивать не только работы, выполненные подрядчиками за плату, но и то, что было сделано благотворительно. Настоятель храма отвечает за все, что в нем происходит – вплоть до травм, полученных прихожанами при падении с неправильно построенных ступеней. Только имея полный комплект исполнительной документации по строительству, батюшка будет застрахован от юридических последствий всяческих ЧП. Многие приходы, получившие неправильно сданные в эксплуатацию церковные здания, столкнулись с целым рядом проблем: как с поставщиками ресурсов, так и с самими зданиями. При отсутствии исполнительной документации сложно даже починить проводку в храме, поскольку непонятно, где она пролегает!

Анатолий Николаевич отмечает и необходимость продуманно относиться к проектным решениям будущего храма: начиная с отводимого под него участка и заканчивая архитектурой. Важно оценить, насколько сложным для строительства будет предлагаемое место, не обременено ли оно излишним количеством инженерных сетей и т.п. Одному храму, например, водоснабжение из-за подобных проблем обошлось в 200 миллионов рублей. Следует осознавать особенности тех или иных типов зданий. Например, цокольные этажи требуют повышенных затрат как на свое возведение, так и на дальнейшую эксплуатацию. Их гидроизоляция, вентиляция и т.п. обходятся дороже, нежели у этажей наземных.

 

Подготовила Алина Сергейчук

Из опыта Программы строительства православных храмов в Москве

- Храмы возводятся на пожертвования, но Программа позволяет значительно быстрее и проще решать вопросы, связанные с выделением земли и оформлением документации. Многие приходы на протяжении длительного времени не могли приступить к строительству, и лишь с открытием программы начали возведение храмов. Например, идея возвести воинский храм-памятник на Ходынском поле существовала с 2000 года, но строительство удалось начать только в 2013. Приход храма в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке с 2002-го по 2010 годы также пытался оформить документы для строительства. Активные члены общины обошли десятки инстанций – и все безуспешно, пока в сентябре 2011 года храм не был включен в Программу. После этого при помощи городских структур была оперативно получена вся необходимая разрешительная документация и в 2016 году церковное здание ввели в эксплуатацию.

- Как правило, на выделенном участке сначала возводится малый, чаще всего, деревянный, храм. Работы по его строительству совершаются относительно быстро, что позволяет максимально оперативно начать богослужения. Благодаря этому приход становится живым: собираются люди, идет молитва, осуществляются различные инициативы: при храме открываются кружки  и студии, совершаются дела милосердия. Собираются средства на возведение большого храма. Подход весьма рациональный. К тому же, благодаря этому крупный техногенный мегаполис – Москва – стал украшаться патриархально-теплыми и уютными деревянными церковками. Некоторые из них можно назвать достойными наследницами русского деревянного зодчества.

- Строительство храмов позволило оценить реальную потребность в них. Владыка Марк отмечает: «Как показала жизнь, большинство временных храмов уже не только заполнены, но и переполнены, как и те капитальные, что рассчитаны на 200 и 300 человек. Конечно, надо признаться, что мы изначально немного не учли всего масштаба назревшей необходимости верующих в храмах, но с другой стороны – не хотели заниматься и гигантоманией. Взятая за отправную точку цифра – 200 уже была вполне значительной.В Западной Европе в год продаются десятки храмов».