Сокровища древнего Царьграда

Загадочный Царьград – древний Константинополь на все века стал источником вдохновения для церковных художников всех родов: ювелиров и резчиков, строителей и иконописцев… Жители единственной в своем роде православной империи считали, что две трети всех сокровищ мира сосредоточены в столице их царства.

После разорения Константинополя крестоносцами вывезенные из него драгоценности и реликвии заполнили храмы Европы в великом множестве. Сама мысль о том, что когда-то все это находилось в одном городе, поражает воображение. Ценные сведения о духовных и материальных богатствах столицы Византии сообщает произведение одного из участников его захвата – крестоносца Робера де Клари, составившего хронику «Завоевание Константинополя».

Он сообщает, что «в городе было с добрых 30 000 священников. Количество храмов и монастырей города автор Хроники называет не поддающимся исчислению. Храмы находились не только на улицах, но и в частных владениях, при домах и дворцах. Так, вкомплекс Большого императорского дворца, именуемого ещеВуколеон («Львиная Пасть»)входило, ни много ни мало, 30 церквей разного размера.Этот дворец, расположенный на берегу Мраморного моря, в эпоху расцвета Империи являлся хранилищем главных святынь Христианства. Робер де Клари сообщает, что «Была там в нем одна церковь, которую называли Святой.…Внутри этой церкви нашли много богатых святынь:...две части Креста Господня толщиной с человеческую ногу, железный наконечник от копья, которым прободен был наш Господь в бок, и два гвоздя, которыми были прибиты Его руки и ноги…В одном хрустальном сосуде нашли большую часть пролитой Им крови; и …тунику, в которую Он был одет и которую с него сняли, когда его вели на гору Голгофу; и …благословенный Венец, которым Он был коронован и который имел такие острые колючки из морского тростника, как кончик железного шила. А потом нашли там часть одеяния Пресвятой Девы, и главу св. Иоанна Крестителя, и столько других богатых реликвий, что я просто не смог бы вам их перечислить или поведать вам все по истине». Убранство храма, в котором находились главные реликвии, связанные со Страстями Господними, было поистине великолепно. Там не было «…ни одной дверной петли, ни одной задвижки, словом, никакой части, которые обычно делаются из железа, и которые не были бы целиком из серебра. И там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из других богатых драгоценных камней. А настил часовни был из белого мрамора, такого гладкого и прозрачного, что казалось, будто он из хрусталя». Церковь, описанная Робером де Клари, была посвящена Пресвятой Богородице Фаросской. В переводе на русский язык название этой иконы означает «Богоматерь Маяка». Небольшой, но великолепно убранный одноглавый храм действительно находился на высокой террасе над морем неподалеку от маяка, а сам являлся духовным маяком для империи, будучи домовой церковью ее царей.

Автор повествования упоминает еще о двух святынях, хранившихся в Святой Церкви дворца Вуколеон, сообщая весьма примечательную историю. «Там были два богатых сосуда из золота, которые висели посреди церкви на двух толстых серебряных цепях. В одном из них находилась черепица, а в другом — кусок полотна.

Другой автор, митрополит Николай Месарит, который был хранителем святынь Фаросского храма на рубеже XII-XIII веков, в своем произведении «Декалог» дает перечень святынь Фаросской церкви. Это:

  • Терновый венец
  • Гвоздь Распятия
  • Гробные пелены
  • Лентион - полотенце, которым Христос вытер ноги апостолам
  • Копие
  • Багряница
  • Трость
  • Сандалии Господни
  • Камень от Гроба
  • Мандилион – Нерукотворный Образ Христов на плате
  • Керамион– Нерукотворный Образ на черепице

Еще одним историческим источником, сообщающим о святынях Фаросской церкви, является эмалевая икона Воскресения Христова, принесенная на Русь и хранящаяся в музеях Московского Кремля. На обороте этой иконы дан перечень святынь: «Хитон, хламида, лентион– одеяния Слова. Плащаница, кровь, венец терновый. Кость, древо, волос Дидима, креста светильника.Пояса пречистого часть. (...) мощи, кость Предтечи.Евфимии волос, мощи Николая, кости Стефана Нового, Феодора и Пантелеимона, от троих три».

Во Влахернском дворце, более известном современным паломникам и любителям старины, нежели Вуколеон, было 20 храмов. По свидетельству Робера де Клари, нем хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик Христа».Очевидно, перед нами описание святыни, ныне известной как Туринская Плащаница. Рассказывая об убранстве светских помещений обоих дворцов, хронист сообщает, что все они были отделаны великолепными золотыми мозаиками.

Описывает Робер де Клари и Софийский собор, причем, что примечательно, именует его монастырем. «Монастырь св. Софии был совершенно круглым. Внутри него были своды, которые тянулись вокруг и поддерживались толстыми и великолепными столпами, так что там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из драгоценных камней. И не было ни одного столпа, который не приносил бы исцеления: тот исцелял от боли в пояснице, когда об него терлись, тот исцелял от боли в боку, а другие помогали от других болезней». В столпы  несущиеколонны собора были вмурованы части мощей святых и другие реликвии. Собор Софии являлся духовным центром Империи, квинтэссенцией ее мощи и святости. Через земное великолепие строители собора стремились показать красоту Небесного Царства и гармонию мироздания. Поскольку святые являются духовными столпами Церкви, логическим выражением их почитания стало решение заключить их мощи в столпы, на которые опирались своды храма.

Великое множество святынь, пребывавших в Константинополе, требовало серьезной работы по оформлению их почитания. Как мы видим из приведенных выше фрагментов, реликвии могли храниться по-разному. Одни из них заключали внутрь архитектурных деталей храмов. Другие пребывали в драгоценных ларцах. Третьи подвешивали на воздух в особых сосудах, как это было с нерукотворными изображениями Спасителя. Для четвертых создавались реликварии– иногда простой, а временами и весьма затейливой формы. Так, святыни Страстей Христовых, пребывавшие в Фаросской церкви, хранились в созданном для них из ценных пород дерева реликварии-витрине, защищенные прозрачными гладко отполированными пластинами из горного хрусталя.

Лимбургская ставротека

Одной из главных святынь, вывезенных крестоносцами из Константинополя, считается Лимбургская ставротека, изготовленная в середине Х века. Вероятно, это и есть тот крест, поклонение которому в праздник Крестовоздвижения являлось одним из главных церковных торжеств Империи. Ставротека (в переводе на русский язык это слово означает «хранилище креста») представляет собой плоское панно, в центре которого находится восьмиконечный деревянный крест, в который вправлены частицы Древа Распятия Христова. Крест обрамляет золотое поле, составленное из небольших прямоугольных ячеек. На каждой ячейке – миниатюрное эмалевое изображение ангела. Внутри этих ячеек когда-то почивали великие святыни. Ставротека закрыта выдвижной крышкой, которая также поделена на ячейки для реликвий. В центре крышки – образ Христа на троне. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а также два архангела. Верхний и нижний ряды ячеек несут на себе изображения апостолов. Ставротека богато украшена изумрудами, сапфирами, гранатами, жемчугом,филигранью, басмой и гравированными надписями. Ее вес составляет 11 килограммов, в размеры –48 х 35 х 6 сантиметров.Реликварий изготовлен из древесины сикомора – дерева, многократно упоминаемого в Библии. Оборотная сторона ставротеки украшена рельефным изображением креста-якоря, от основания которого отходят два мощных листа аканта – растения, еще в античном искусстве символизировавшего подвиг, а в христианстве ставшего указанием на Страсти Христовы. Ковчег снабжен петлей, свидетельствующей о том, что ставротеку подвешивали или, может быть, «воздвизали» –поднимали вверх для поклонения ей.

Еще одним распространенным вариантом вместилища святынь в Византии был крест-реликварий. Один из таких крестов хранится в том же немецком городе Лимбург, вместе с описанной нами ставротекой. Золотой крест с мощным устойчивым основанием поделен на ячейки, в каждой из которых когда-то находились великие святыни: капли Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата (мафория) и пояса Богородицы; частицы льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя. Реликварий богато украшен драгоценными камнями и филигранью – изысканными узорами из затейливых переплетений витых золотых проволочек.

Вместилища святынь могли быть не только стационарными, но и переносными. Известно, что император Константин Великий вправил один из гвоздей, которыми был распят Господь Иисус Христос, в сбрую своего коня. Так царь осуществил свое желание не расставаться с заветной святыней даже в далеких путешествиях. Более привычным нам выражением того же стремления являются энколпии – кресты и иконы с заключенными в них реликвиями, которые носили на себе как священнослужители, так и миряне.

Похищенные крестоносцами из Константинополя святыни разошлись по всей Европе. Их можно увидеть в Германии, Франции, Италии, Испании… Одни святыни почивают в кафедральных соборах, другие – в почти никому не известных храмах маленьких городков. Способ хранения этих святынь зачастую изумляет православных паломников. Например недавно, когда мир был потрясен известием о пожаре собора Парижской Богоматери, распространилось известие о том, что во флюгере этого готического храма, представляющем собой массивную фигуру петуха, хранились драгоценные реликвии: шип Тернового венца и часть Креста Христова, когда-то принесенные из Византии.

Ковчеги для частей мощей святых традиционно делали и в виде частей человеческого тела. Всем памятно принесение в Россию с Афона стопы апостола Андрея, находившейся в реликварии, имевшем форму человеческой ступни. Эта традиция была распространена уже в Византии. На Западе распространено и изготовление реликвариев для мощей святых в виде фигур этих святых. Например, в немецком городе Трир почивает глава равноапостольной царицы Елены, заключенная в ковчег, увенчанный поясным изваянием этой угодницы Божией.

 

Алина Сергейчук